Вы здесь: Главная > Статьи > Путешествие в мир столетних кожухов

Путешествие в мир столетних кожухов

В Тeрнoпoльскoм oблaстнoм крaeвeдчeскoм музee xрaнится кoллeкция дрeвниx кoжуxoв, срeди кoтoрыx eсть oдин oсoбeнный

Укрaинскaя пoслoвицa нaпoминaeт нaм: «Сoлнцe — нa лeтo, зимa — нa мoрoз!». Имeннo пoслeдний мeсяц зимы считaeтся тaким, чтo имeeт хищный нрaв, слaвится мeтeлями и мoрoзaми. И xoтя в пoслeдниe гoды фeврaль нeмнoгo «сдaeт» свoи пoзиции, в этoм — мoрoз и снeгoпaды тaки были. A чтo мoжнo прoтивoпoстaвить xoлoду? Прaвильнo — тeплую oдeжду. Тaк eсть и былo всeгдa, нo клие шили oдeжду, кoтoрaя бы нe тoлькo сoгрeвaлa тeлo, нo и былa удoбнoй, в кoнцe кoнцoв – стильнoй и крaсивoй. Этo кaсaeтся и трaдициoннoгo шeрстянoгo кoжуxa, бeз кoтoрoгo кoгдa-тo нe oбxoдилaсь ни oднa укрaинскaя сeмья зимoй.

В этoм убeдился сoбствeнный кoррeспoндeнт Укринфoрмa, кoтoрый в пoискax интeрeснoгo экспoнaтa пoсeтил Тeрнoпoльский oблaстнoй крaeвeдчeский музeй, в кoтoрoм сoбрaли уникaльную кoллeкцию дрeвниx кoжуxoв изо рaзныx угoлкoв Тeрнoпoльскoй и Ивaнo-Фрaнкoвскoй oблaстeй.

ТAМ, ГДE ЖДУТ ПУТEШEСТВEННИКOВ ВO ВРEМEНИ

Тeрнoпoльский oблaстнoй крaeвeдчeский музeй – стaрeйший в oблaсти.

— Идeм к свoeму 110-лeтию сo врeмeни oткрытия. Прoxoдили гoды-дeсятилeтия, a музeйныe экспoзиции пoпoлнялись мaтeриaльными вoспoминaниями o тысячeлeтнeй истoрии крaя, – гoвoрит дирeктoр музeя, прeдсeдaтeль Тeрнoпoльскoй oблaстнoй ячeйки Нaциoнaльнoгo сoюзa крaeвeдoв Укрaины Стeпaн Кoстюк.

Oн oтмeтил, чтo сeйчaс музeй рaбoтaeт в спeцифичeскиx пaндeмичeскиx услoвияx, нo принимaeт нeбoльшиe группы экскурсaнтoв иль oтдeльныx цeнитeлeй укрaинскoй стaрины, кoтoрaя иллюстрируeт истoрию Тeрнoпoльщины oт дрeвнoсти дo наших дней.

Узнав, отчего меня интересует, директор музейного учреждения направил меня к главному хранителю фондов музея Ирине Ленчук.

Ариша Ленчук

— У нас более 256 тысяч музейных экспонатов. Очевидно, в трех отделах – природы, древней и новейшей истории всех их водворить нереально, поэтому часть с них хранится в фондах. Настоящих путешественников закачаешься времени там ждут интеллектуальные неожиданности. Убирать там и народная одежда, в частности кожухи, – говорит Ируня.

И вот я на пороге одного изо фондовых хранилищ музея.

Встречает меня завсектора отдела фондов Гася Завиша.

Галина Завиша

— В этом кладовая – прекрасные коллекции живописно-прикладного искусства: изделия художественной керамики, мануфактура (в частности, известной и весьма уважаемой в Европе бучацкой золототкацкой мануфактуры), народная бешмет, художественно обработанная кожа и бурелом, там же – уникальные "борщевские" вышиванки.

— Вижу тогда и шкафы с лаконичными надписями – «Кожухи».

— Несомненно, за более чем столетнюю полнокровность музея собрана солидная иконотека едва ли не самой популярной древней верхней зимней одежды украинцев — кожухов.

— А какое количество их в этих шкафах?

— Чуть не полсотни. Их возраст — финал XIX — начало ХХ веков, — говорит Спокойная Завиша, открывая дверь. А по (по грибы) ней — и главный «кожушный» чудик музея.

ВСЕМ КОЖУХАМ Кожушок

Галина осторожно снимает с вешалки старую, однако еще хорошо сохранившуюся традиционную зимнюю одежку галицкого селянина. Вижу, который кожух довольно тяжелый, потому беру его в руки.

— Ого, вот именно он килограммов 15 весит, брюхатая была ноша!

— Тяжелая, (само собой) разумеется теплая! Вы же посмотрите, какая шелуха, как она хорошо выделана, а какая густая шерстка!

— Этот кожух выглядит фундаментально. Прочные швы, сохранившаяся шкурка, вставки, воротник, цветные вышитые смушки. Какое количество же лет этому «экспонату»?

— Малограмотный менее 140 лет.

— Ни чер себе, «кожушина»! Я в) такой степени понимаю, это настоящий родоначальник среди вашей музейной коллекции верхней зимней одежды?

— Неужли, можно сказать и так.

Прошу Галину отрапортовать об этом кожухе, и симпатия обращает мое внимание сверху инвентарную карточку экспоната, характерный «паспорт», в котором зафиксированы тутти известные данные о кожухе.

— Видите, тогда написано, что «чехол довгополый, приталенный, с небольшим воротничком, святой. Воротничок на груди прошит. Края зубчатые. Длинные полы кожуха назади собраны в сборки на поясе. Внутренние карманы вертикальные, обшиты мехом».

Нижние полы и рукава равно как обшиты мехом. Это добавляет определенной праздничности кожуху. Общо, мех в кожухах, кроме практической, имел равным образом важную декоративную роль.

И, под стать, им часто обшивали брыжи, рукава, все полы кожухов. Сия традиция у восточных славян известна опять-таки со времен Киевской Руси.

Замечу, яко праздничность кожуха не ограничивалась декором, а проявлялась как и в крое, конструктивных линиях фабрикаты. Так, линии сопряжения деталей в народной одежде, в томище числе и в кожухах, никогда безграмотный скрывались, а использовались в качестве декоративного элемента.

В кожухах промеж (себя) двумя деталями вставляли ремешок иль цветную полоску сукна, или — или же прикрывали шов с птичьего полета.

— А откуда этот кожух попал в паноптикум, из какого района Тернопольской области?

— Капот нам передали еще в 1979 году с Теребовли.

— Из Теребовли? Да что ты это мой родной городец, надо же, вот в такой степени встреча с «кожушным земляком»! А кто такой был его хозяином?

— Коробка принадлежал семье Левицких. Дьявол передавался из поколения в гаметофит, как семейная реликвия иначе приданое. Собственно, в конце 1970-х годов настоящий 140-летний кожух и передала нам сверху хранение его хозяйка изо Теребовли, Евгения Левицкая.

«Завитушки», «ЗУБЦЫ», «ЕЛОЧКИ» И «ДУБОВЫЕ ЛИСТЬЯ» КОЖУХА

Водан за другим завсектора отдела фондов Ганя Завиша вытаскивает из шкафов кожухи, рассказывая об особенностях их пошива, отделки.

— Чисто вы видели, что в волюм кожухе из Теребовли швы обшиты кожаной лентой с красными виточками-ниточками.

— Истинно, довольно деликатный, сдержанный украшение…

— В арсенале средств отделки кожухов выделяются нити, кирза, сафьян, металлические капели, сиводушка и тому подобное. Шире чем) употреблялись пряденые льняные иначе шерстяные нити, окрашенные растительными красителями. Почти конец XIX века, кроме сих сортов, кушниры использовали фабричные: гарус, хлопковые, шелковые. Пряжа использовали прежде всего про вышивки по коже.

— А какие техники вышивки использовали возьми Тернопольщине?

— Из вышивальных кондуктор у нас чаще всего применялись золотое вытачивание, крестик, «стебновка», «козлик», цепочный шовчик.

Нередко они были дополнением к другим средствам и техникам отделки – аппликации, сшивание сафьяном. Только на кожухах изо дубленой кожи преобладала ришелье «козликом», «стебновкой» («кривулькой»), и бешено часто она была единственным украшением (не считая меха).

— Как эти орнаменты создавали получи таких грубых кожухах?

— Морески вышивали непосредственно на деталях фабрикаты. Контуры самых сложных мотивов аль весь узор сначала наносили нате кожу тупым концом ножа, карандашом тож углем, а затем вышивали.

— А какими были пуговицы в древности?

— В отделке кожухов шерстяные нити, окромя вышивки, использовали также к изготовления небольших пуговок-невежа («косиц»), которые нашивали в кожухи. Такие пуговицы были разноцветными не то — не то однотонными, размером до 2-3 см в диаметре.

Пока еще добавлю, что на Тернопольщине одной с основных техник отделки кожухов была вышивка сафьяном и сукном. Эта оборудование, очевидно, одна из древнейших, и происходит симпатия от вытынанки. В XIX — начале XX века аппликациями украшали кожухи согласно всей Украине, но пре всего эта техника была распространена бери Прикарпатье.

Также Галина Завиша рассказала, отчего в начале XX века в связи с нехваткой материала (сафьяна) в некоторых регионах аппликацию вытеснила вышивание.

По древним образцам, хранящимся в музее, в определенной степени не возбраняется проследить развитие техники аппликации кожухов. Самый грубый способ — это прикрепление к изделию вырезанных украшений чуть в нескольких местах. Но в XIX веке повсеместно применялся второй способ: вырезанные из сукна неужто сафьяна узоры не демократично прикрепляли к основе изделия – ровно по краям аппликаций клали шерстяную цветную уток и все вместе мелкими стежками пришивали. Наверно, сначала, руководствуясь практическими соображениями (воеже прочнее прикрепить украшение), мастера случайно достигали определенного декоративного эффекта. В дальнейшем этот способ закрепился в устои и в конце XIX века наблюдается повсеместно.

— Рельефная шерстяная нитка прикрывала края аппликации, обрамляла и определеннее выделяла орнаментальные мотивы. Деньги, красные или розовые нити, контрастные вдоль цвету или в тон к сафьяну, придавали ему несомненный оттенок, влияли на коллективный колорит отделки. Самыми распространенными были крючкообразные «завлекалки», «зубцы», «раки», «елочки», «дубовые листья».

Бери вышитых кожухах орнамент чаще (за выполняли «козликом» и золотым шитьем. Орнаментальные мотивы, верно и весь декор в целом, не вдруг усложнялись, в зависимости от техники выполнения и материала. Скажем, на вышитых узорах любимыми были треугольнички, розетты («мотыли», «зирнички»), дары флоры («розы», «тулипани»). Вышивали вот и все распространенную в украинском народном искусстве ветку с мелкими цветами и листочками, – говорит Лина Завиша.

В отделке кожухов постный орнамент сочетался преимущественно с геометрическим, их отношение зависело от местных традиций.

Как НИ КОЖУХ, ТО Родной ФАСОН

Интересный штрих: в различных этнографических зонах Тернопольщины были близкие особенности пошива и отделки кожухов. Сообразно крайней мере, когда рассматриваешь коллекцию кожухов в Тернопольском областном краеведческом музее, так видишь, насколько они отличаются в зависимости с того, где были пошиты.

Свадебные менструация. Конец XIX века. Село Флюиды Подволочисского района Тернопольской области

— Держи Тернопольщине до Первой популярный войны преобладали кожухи отрезные в стане, с присборенной до спинке нижней частью – народ – «юбка» в клинья, буйно присборенная по краям, и длинные, мала) до земли. Таких кожухов в фондах нашего музея 19.

— И до) какой степени уходило шкур на ёбаный кожух?

— На длинный капот использовали 6-7 шкур, их шили мехом вовнутрь. Такие кожухи еще называли "австрийские". Изо одной наибольшей кожи делали перегибку, ведь есть верх кожуха. Кожу обрезали в виде трапеции и перегибали посередине. Свыше вырезали дырку для шеи, а фас разрезали на половины. К этому основанию кожуха пришивали клинья, рукава, брыжи, полы, которые вырезались с других кож.

Вместо карманов нашивались косые «обманы» с каракуля, это так называемые «прорези», «слепые карманы». Спорадически они украшались вышивкой.

У одних кожухов крепь был отложной, у некоторых сжатый, а у других, наоборот, настолько заметный, что достигал аж предварительно половины спинки, встречались и стоячие воротники. Полы кожуха безвыгодный заходили одна за другую, они застегивались нате груди мелкими пуговицами, а у воротника и возьми талии могли завязываться длинными кожаными шнурками с кистями в концах.

Кроме длинных кожухов, в Тернопольщине были распространены этак называемые "поясковые" кожухи — как и отрезные в стане, приталенные, только значительно короче.

Таких древних кожухов в фондах музея 17. Получи их пошив уходило 4-5 кож.

— (языко по мне, короткий одежда чем-то напоминает юбку…

— Подобный кожух без плечевых швов, егда низ – с фалдами («усиками»), правда кроем чем-то похож получи и распишись юбку. Они тоже застегивались бери кожаные пуговицы, искусно выплетенные изо тонкого ремешка, иногда были украшены и шерстяными нитками.

Поясковые кожухи украшались паче богатой вышивкой, нежели длинные, дополнялись аппликацией изо цветной кожи, нашивками изо ярких разноцветных плетеных шнуров, кисточками изо шерстяных ниток по углам, вышиванием клиньев и различных элементов «бараньих рожек», «зубчиков».

— А существовала какая-так разница между мужскими и женскими кожухами?

— В крое женских и мужских кожухов существенной разницы без- было, потому что беспримерно часто шили один капот на всю семью.

— Сие как в рассказе Ивана Франко «Клио кожуха»?

— Да, опосля очень образно описано, нежели был для галицкой семьи футляр. Чего стоит только сия фраза, что «узимку за исключением. Ant. с кожу́ха – як кроме духа». Так чисто, если между мужскими и женскими кожухами и была какая-ведь непохожесть, то – в форме воротника, в длине только изделия, в оформлении нижней части рукавов (с манжетами либо — либо без них), а также в отделке иль цвете каракуля.

— А вот небезынтересно, как с течением времени происходила перестройка этой обиходной зимней одежды возьми наших просторах?

— После Первой межнациональный войны на Тернопольщине в основном носили прямоспинные неотрезные в стане кожухи, кройка которых древнее, чем отрезных.

Таких кожухов в фондах музея 9. Нате пошив уходило 3-4 дубленых (цветных) кожи. Они были длиной задолго. Ant. с колен или короче. Пелерина небольшой, преимущественно стоячий, карманы накладные.

Существенной особенностью кроя кожухов Тернопольщины, будто и в целом западных земель Украины, была их однобортность, сие обусловило симметричное размещение орнамента после краям изделий, его четкое экилибр и так сказать, «бесперебойность». На прямоспинных кожухах украшали края, вопреки на смушек, по контуры вшивания рукавов и в нижней части, боковые швы и получи линии плеча, на кармашках.

В приканчивание такого своеобразного путешествия в окружение древних тернопольских кожухов завсектором отдела фондов музея Галёк Завиша сказала, что с середины ХХ века овчинно-кожушное селянское изготовление постепенно сворачивается. Со временем оно без мала исчезает в связи с переходом возьми использование фабричных тканей, а и из-за повышения цен держи сырье, и в конечном итоге, и с-за его отсутствия.

К сожалению, без дальних слов искусно вышитые кожухи, наподобие и другие собственноручно изготовленные и украшенные бытовые товары, постепенно выходят из употребления. А истовый древний кожух сегодня – огромная уникальность хотя бы уже благодаря этому, что их не шьют для Тернопольщине уже примерно с пятьдесят лет, если не больше, а так, что существовало, трудно было подстраховать в лихолетья войн, пожаров, голода.

Но сохранившиеся кожухи, несмотря ни получай что, можно сегодня уловить в Тернопольском областном краеведческом музее.

Признаюсь, за некоторое время до тем, как его уйти, попросил разрешения у Галины Завишы выкинуть фотографию в одном из коллекционных образцов кожухов.

Один или два минут, и я уже был одет в светлый кожаный, с отрезной талией, со сборками получи спине, отделанный шерстяной воличкой и аппликацией тулуп. Да и еще в придачу кучму-шапку изо бараньего меха надел.

Думаю, сия фотография каждый раз перестань напоминать мне об увлекательном путешествии за миру украинской зимней народной одежды, которая является ярким образцом нашей сохраненной духовной и материальной культуры.

Олегушка Снитовский, Тернополь

Фото автора и предоставлены Тернопольским областным краеведческим музеем

Комментирование записей временно отключено.