В 2001 году учеными открыли ген FOXP2, который условно был назван «геном речи». Отличие его человеческой версии от версии шимпанзе, как выяснилось, заключается в двух аминокислотных заменах. Кроме того, человеческая версия FOXP2 благосклонностью естественного отбора начала пользоваться около 5-7 млн лет назад, то есть именно в тот период, когда разошлись эволюционные пути человека и обезьян. Также было установлено, что FOXP2 необходим для развития голоса у певчих птиц, мышей и некоторых рукокрылых.
Параллельно накапливались сведения о неодинаковом развитии речевых способностей у разных полов. Девочки, например, начинают говорить раньше и накапливают словарь быстрее, чем мальчики, хотя эта разница позже исчезает. Но точно утверждать, с чем это связано, только с биологией или же с какими-либо особенностями воспитания, было трудно.
С целью выяснить, оказывает ли влияние ген FOXP2 в развитии речи на половые различия, специалисты из Медицинской школы Мэрилендского университета (США), записав ультразвуковые сигналы новорожденных крысят, сравнили их затем с активностью гена FOXP2. И маленькие грызуны (и самцы и самки) издавали сотни писков, однако самцы чаще пищали в два раза. Когда исследователи возвращали детёнышей обратно в клетку, их мать устремлялась в первую очередь к «мальчикам», и уж только потом к «девочкам».
Проанализировав содержание в мозгу у крысят белка FOXP2, ученые обнаружили, что его в два раза больше у самцов. Особенно его больше было именно в тех зонах мозга, которые ответственны за вокализацию и когнитивные функции: повышенная концентрация FOXP2 была отмечена в коре, миндалевидном теле, мозжечке. В мозговых областях, не связанных с голосом (гипоталамус) при этом различий между полами в уровне белка не было. Когда у маленьких самцов-крысят активность FOXP2 была подавлена, они начинали пищать меньше, становясь похожими в этом смысле на самок.
Иначе говоря, различия между мужским и женским полом в «болтливости» действительно обусловлены генетическими факторами — по крайней мере на самых ранних этапах развития.
українська версія: Жінки балакучі від природи