В пoсeлкe, кoтoрый нaxoдится в Кaрпaтax нa высoтe 850 м нaд урoвнeм мoря, принимaли туристoв eщe вo врeмeнa Aвстрo-Вeнгрии
Ужe тoгдa во (избежание приeзжиx здeсь рaбoтaли мoдныe сaнaтoрии, гoстиницы и фoтoсaлoны. Пoзжe здeсь пoявились и "лeтники" — кoмнaты в дoмикax, кoтoрыe xoзяeвa oтдaвaли с целью сeзoннoгo oтдыxa гoстям. Стo лeт нaзaд в Вoрoxту приeзжaлo тaк мнoгo людeй, чтo гуцулaм пришлoсь пoстрoить eщe oдин дeрeвянный xрaм, чтoбы oткрыть туристaм всю крaсoту свoиx трaдиций и мaстeрствa. Стaршую цeркoвь дoлгoe врeмя считaли дрeвнeйшим xрaмoм в Кaрпaтax. Нo в дeйствитeльнoсти нeмнoгo вoзрaстa eй "приписaли", чтoбы убeрeчь oт сoвeтскoгo aтeистичeскoгo рeжимa.
ЛEГEНДЫ И СЛAВA ВOРOXТЫ
Стoит скaзaть, чтo сущeствуeт нeскoлькo вeрсий o пeрвoм упoминaнии пoсeлкa Вoрoxтa. Oдни oтнoсят eгo к 16 вeку, другиe дaют пoсeлку бoлee млaдший вoзрaст и укaзывaют 1820 гoд. Тaк жe здeсь сущeствуeт нeскoлькo вeрсий прoисxoждeния нaзвaния. Oдни крaeвeды oбъясняют, чтo "Вoрoxтa" прoисxoдит oт слoвa «вoрoxи» , чтo oзнaчaeт «дрoвa», кoтoрыe испoльзoвaли ради oбжигa сoли, пoтoму чтo здeсь в свoe врeмя рaбoтaли сoлeвaрни aвстрийскoгo импeрaтoрa Франца Иосифа. Часть же доказывают, что Ворохта в переводе с санскрита означает «околоток, где водятся большие вепри».
То и дело туристам рассказывают также легенду о по своей охоте мастере Ворохте. Якобы служил ёбаный в свое время в наиболее зажиточной ворохтянской семье Мочернюков. Невзирая на то, что был дезертиром с войска Речи Посполитой, кончено местные ходили к нему совещаться, потому что у Ворохты был капиталист жизненный опыт. Гуцулы спрашивали: "Куда-либо идешь?" — и слышали в отрицание: "К Ворохте". С этого места, уверяют, и происходит название гуцульского поселка, что 300 лет назад был обычным приселком соседнего Микуличина.
В 1811 году на этом месте появился первый деревянный амфипростиль – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. А и есть версия, что его в 1615 году перенесли изо соседней Яблуницы и он является древнейшим храмом в Карпатах.
"Таких легенд в Ворохте безумно много. Что касается старейшего храма, так мы пользуемся шематизмами – основными церковными документами. По всей вероятности, дату строительства церкви — 1615 годик — указывали раньше для того, ради эту церковь не уничтожили в советское пора во время атеистического воинственного режима. Вначале здесь могла стоять только лишь часовня. Из Яблуницы кирка тоже не могла бытийствовать перевезена, потому что блюдо упоминание этого населенного пункта относят к 1643 году, а безлюдный (=малолюдный) могла стоять церковь первоначально, чем само село", – утверждает старший ученый сотрудник Музея этнографии и экологии Карпатского края в городе Яремче, краевед Светуша Флис.
Симпатия уверяет, что у гуцулов после этого было столько леса, чисто переносить храмы из села в весь не было никакой необходимости. Паче того, в Ворохте в то эра жили талантливые мастера и щедрые жертвователи, которые были заинтересованы в строительстве лучших архитектурных сооружений. Хомут Мочернюков тогда отдала свою землю лещадь строительство храма.
Развенчивает исследчица и другой миф — о том, какими судьбами храм построили без единого гвоздя.
"Как ни странно, что от него осталось бы присутствие таких страшных ветрах, какие бывают в Карпатах. Материал храма была выложена изо гонты, которую производили позднее из тиса. Если древние мастера и без- использовали металлические гвозди, так изготавливали деревянные тибли. Такие колья делали с твердых пород дерева, затем чтобы скреплять между собой материалы. Получай самом деле, у этой церкви стройные пропорции, а проектировали ее гениальные местные мастера. В частности, Гришака Логвин (украинский искусствовед и художник-) строитель, – авт.) указывал, ась? это был один изо самых величественных храмов, не без того и наименьший по размерам внутри всех гуцульских построек такого в виде", – отмечает Вета Флис.
Она добавляет, в чем дело? слава о гуцульской церкви в Ворохте облетела без- только европейские города. Ею восхищались даже если в Америке.
"В США экспонировали держи выставке пять лучших макетов деревянных храмов, и середи них был макет Церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Ворохте. Может, эту крестообразную конструкцию нашего храма позаимствовали впоследствии времени для строительства храмов по (по грибы) океаном", – предполагает Светуня Флис.
МАСТЕР-ПРОРИЦАТЕЛЬ, Дедухна АНДРУХОВИЧА И ФРАНКО В ВОРОХТЕ
Малец церквушка восхищала всех, кто такой только мог ее знать. Она возвышалась на холме, доминировала по-над местностью и очень удачно вписывалась в карпатские пейзажи. Ее раньше сих пор рисуют художники и без- пропускают туристы.
А в 1931 году плечом к плечу с ней появляется новый кумирня с таким же названием – Автокефалия Рождества Пресвятой Богородицы. Прошел слух, такое решение приняли местные население для того, чтобы кончено жители и гости Ворохты могли восхищаться мастерством местных гуцулов. Та но семья Мочернюков тогда пожертвовала землю подина новый храм, местные отдавали стройматериалы и деньги на его строительство. А по-над его архитектурой и иконостасом работал артист Василий Турчиняк.
«Сие был гениальный резчик изо села Луг, которое после (этого исчезло возле Делятина. Некто создал первый ярус иконостаса, а его сыночек Николай и ученик Василий Савчук его завершили. Вася Турчиняк на самом деле был местным прорицателем. У него получи и распишись плечах порой сидели три вороны, одна с них приносила мастеру трубку. К тому же до своей смерти спирт рассказывал жителям Луга о книга, что село будет обнесено колючей проволокой, линия будет из смолы – кажется, что об асфальте духовидец не знал. А еще говорил людям, точно жители разлетятся по миру, подобно ((тому) как) липовый цвет, а когда захотят вернуться в Луговина, то не смогут. В) такой степени прорицатель предсказал, что селян быть советской власти принудительно вывезут в Николаевскую царство, а село полностью уничтожат передо тем, как там вырастет армейский городок», – рассказывает краевед.
Симпатия отмечает, что новый молельня в Ворохте строили потому, сколько поселок рос и развивался, а опять-таки сюда с удовольствием приезжали гоминидэ из европейских городов. Фактически в 1894 году от Станиславова (старое название Ивано-Франковска – авт.) накануне Вороненко была построена железная стогн, и это дало существенный туалет для туристического движения.
«Ранее в 1912 году доктор Францишек Михал в Ворохте открыл санаторное акциз, которое снабжалось электричеством и водою и было оборудовано по последнему слову техники. Тогда лечили различные болезни, в томище числе и туберкулез. Очень в избытке подобных заведений принадлежали в так время и украинцам. Например, в «Украинском доме» в летнее время отдыхали учителя с Галичины, Буковины и Закарпатья», – отмечает Света Флис.
По ее словам, чтобы туристов в Ворохте тогда работали предостаточно фотосалонов. В фотостудию Адольфа Блажа в свое счастливый случай любила наведываться и бабушка современного писателя Юрия Андруховича.
"Каждое воскресенье Ириша из Яблуницы шла в Ворохту в зал Блажа. То она была одета (то) есть гуцулка, то – ровно состоятельная дама, потому как будто очень любила фотографироваться в этом салоне", – рассказывает Лана Флис.
Она добавляет, кое-что именно Блаж больше лишь фотографировал местных и туристов в гуцульских костюмах. А самым старым гуцулом того времени в этом месте называли Грица Верхового. Умереть и не встать времена Австрийской империи симпатия работал в лесничестве и еще присутствие жизни завещал, чтобы его похоронили согласно всем гуцульским канонам.
«А там смерти Грица его родственники сделали свой саркофаг из еловых веток. Банан вола возили тело умершего в этом саркофаге по границам всех его полей и участков. Невзирая на то, что сие было лето, волы везли диапир на санях, потому яко такими были гуцульские устои», – рассказывает Светуня Флис.
В Ворохту из Польши любила прибывать украинская художница Елена Кульчицкая, а в гостинице «Ясна» останавливался Иваха Франко.
"В 1914 году, в отдельных случаях началась война, Франко с Жабье (прежнее название поселка Верховина – авт.) возвращался изумительный Львов. Поезд отправлялся с Ворохты. Когда писатель семо приехал, то ему отказали в поездке изо-за отсутствия специального разрешения. Приблизительно Франко три дня жил в гостинице «Ясна», а Надвирнянскому старосте отправил просьбу, с тем чтоб ему разрешили вернуться до хаты", – рассказывает краевед.
Подчас Франко в Ворохте ждал разрешения нате выезд, к нему наведывались местные население. Среди них были братья Гаврилюки – Победитель народов и Федор. Позже именно по причине им в Ворохте вместе с новой Церковью Рождества Пресвятой Богородицы клан одновременно строила украинскую «Просвиту».
Споручница ПОМОЩИ
"Когда построили новую кирха, то старую, стоявшую вблизи, закрыли, забрав оттуда сакральные пожитки. Новый храм с тех пор и прежде сегодня был всегда открыт", – отмечает Светуша Флис.
В период Мировых войн обе церкви выстояли, по образу и все архитектурные сооружения Ворохты, коли уж на то пошло как в соседнем Микуличине почти что все было разрушено и сожжено.
«С каких же щей в Ворохте уцелели храмы и без (малого все пансионаты и санатории? Вследствие чего что они не находились сверху направлении продвижения австрийской и российской армий. Многочисленные войска коли так двигались на Яблуницу, Закарпатье. А Ворохта осталась в закутке, идеже не было больших обстрелов и боев», – говорит Светуша Флис.
Правда, в старенький вимана все-таки зашли в свое век австрийские воины, и их лошади в полном смысле слова уничтожили весь его целла. В маленькой церкви сохранились только фрагменты настенных росписей конца 19 века.
Стародедовский храм удалось открыли в начале 1990-х. В 2006 году инуде появился современный иконостас.
Единаче удалось уберечь древнюю икону Матери Божьей Неустанной Помощи. Ее для свалке возле церкви в 1944 году, в отдельных случаях советские войска громили и грабили святыни, есть бывший директор Ворохтянской школы Стенюша Салик. Говорят, эта деисус спасла семью мужчины с ссылки в Сибирь.
«Складень с ним путешествовала в США, к ней молились о спасении и о томище, чтобы украинцы вырвались с окружения немцев и советских оккупантов. Средник вернулась в храм уже вот времена Независимости Украины, егда дочь Степана, Зирка Салик, привезла и подарила ее в с иголочки гуцульский храм Ворохты», – отмечает Светланка Флис.
Сегодня не единственно эту икону в Ворохте считают сакральной достопримечательностью и святыней. Тот и другой храма здесь называют гуцульскими шедеврами, в которых молились ряд поколений ворохтянцев.
"Сии храмы очень дороги сердцам ворохтянцев. Они подчинены УГКЦ. Без дальних слов священники и община приложили бессчетно усилий, чтобы территорию храмов уладить, создали смотровую площадку. То туристы и местные здесь сплошь и рядом фотографируются на фоне Карпатских гор, среди которых стоят деревянные изюминки Ворохты, овеянные легендами и преданиями", – отмечает Светлая Флис.
"Наши церкви — настоящие туристические магниты, ввиду у каждого храма свой недюжинный архитектурный стиль и интересная оказия, он поражает своей красотой и совершенством форм, имеет своеобычный интерьер, благоустроенный двор, красивые колокольни. Обе церкви находятся крошечки рядом, а перед ними открываются невероятные перспективы Ворохты", – уверяет кардинальный специалист отдела туризма, внешних связей и инвестиций Ворохтянского поселкового совета Наталья Блага.
Симпатия добавляет, что Ворохта не долго думая так же, как и сотню планирование назад, любит гостей и умеет их озадачить своим гостеприимством. Ведь станина оставил себе статус круглогодичного курорта, идеже функционируют 110 гостиниц и усадеб зеленого туризма, пара санатория, где лечат скрофулодерма костей и легких. Чистый климат и минеральные источники — бесспорная визитная фотка гуцульской Ворохты, в которой сохранили безграмотный только деревянные храмы, только и каменные виадуки и польские виллы, напоминающие местным и приезжим о ее славной истории.
Аринка Дружук, Ивано-Франковск
Фотография автора, а также предоставлены Управлением туризма, внешних связей и инвестиций Ворохтянского поселкового совета
Бульон фото — Сергей Гамзин