Сeгoдня я xoтeл бы зaтрoнуть oчeнь интeрeсную тeму — кaк в бизнeсe рaбoтaть с лидeрaми. Ктo тaкиe лидeры? Кaк пoнять, чтo oни нa сaмoм дeлe лидeры?
Мнe всe врeмя приxoдится рaбoтaть с людьми, oпрeдeлять, мoжeт ктo-тo стaть лидeрoм или нeт. Нaш фoнд рaбoтaeт в Литвe, мы инвeстируeм в стaртaпы и тexнoлoгичeскиe компании по всему миру. Каждую неделю мы получаем около сотни заявок от фаундеров. Особенность нашего бизнеса состоит как раз в том, что мы не нанимаем работника, а инвестируем в людей.
Расскажу вам одну историю из личного опыта. Это было около 10 лет назад. Мы открыли свой первый офис в США. По рекомендации наших инвесторов мы решили нанять локальный топ-менеджмент. Вторым человеком, которого мне пришлось нанять, был Билл Скотт, который позже стал президентом по продажам. Дело было в Сан-Франциско. Мы встретились с ним вечером на конференции, пожали руки, решили, что готовы сотрудничать. На следующее утро он приходит с докладом на 14 страниц. «Что это такое?» — спрашиваю я. «Я за ночь проанализировал все, о чем мы говорили ранее. Это позиция, которую нужно занять нашей компании», — ответил он. Я был просто озадачен таким подходом к работе. Именно тогда я на собственном опыте понял, как важно привлекать в компанию лидеров и как расширяются возможности, когда ты работаешь с людьми умнее себя.
Лидер — это не обычный работник, которому даешь работу «отсюда досюда». Лидер — это не работник, а скорее партнер, ведь лидера невозможно нанять, с ним можно сотрудничать. Каждый лидер индивидуален. Он не работает по шаблонной схеме.
Одну вещь можно сказать обо всех лидерах — у них есть одна цель, четко обозначенная, которая, однако, не является стремлением к получению прибыли. Когда собственник или топ-менеджер начинает преследовать лишь цель в виде получения прибыли, то в угоду сиюминутной пользе он жертвует будущим компании. Когда основным параметром является прибыльность, неизбежно руководитель попадает в западню — ему очень хочется достигнуть краткосрочного успеха за счет экономии на чем-то. Что будет с такой компанией через 5-10 лет? Ничего хорошего. Не преследуя прибыльность как основную цель, руководители-лидеры ее достигают за счет того, что пользователь чувствует, что в продукт вложена душа, покупает его и начинает разделять ценности его создателей.
Каковы же симптомы лидера?
Во-первых, миссионерство на гране фантазии. Лидер должен смотреть на несколько шагов вперед, должен обладать нестереотипным мышлением. Никто не знает, что будет в будущем, но настоящий лидер должен им жить.
Настоящий лидер должен верить в то, что он делает, четко держаться своей позиции. У меня был один знакомый, который очень любил спорить с директорами компаний. Он всегда говорил, что если ему удастся переубедить директора в чем-то за три минуты, то это очень сильный индикатор того, что в компании есть проблемы. Если директора можно переубедить за три минуты, значит его позиция неглубокая.
Интересное наблюдение. Активность лидера, который на самом деле загорелся своим продуктом, своей идеей, всегда будет смещена в сторону конечного продукта. Потребителю все равно, какое финансирование, что происходит в компании — он взаимодействует с конечным продуктом.
Умение заражать и мотивировать окружение — еще одна неотъемлемая черта лидера. Если человек этого не умеет — даже если он гений, это означает, что он не способен заставить остальных людей думать так же. Один в поле не воин. Поэтому если ты не умеешь заражать, ты не сможешь достичь больших успехов в бизнесе.
Действенные принципы сотрудничества с лидером: