Что может сделать ситуацию забавной? Философы пытались ответить на этот вопрос еще со времен Платона. В наше время двое ученых в области психологии считают, что они нашли формулу: юмор возникает в результате создания ситуации, в которой находятся под угрозой или нарушаются жизненные уклады нашего мира, но в то же самое время нет зла.
Древние теории о юморе имеют расхождения, так или иначе, сообщает Питер МакГро (A. Peter McGraw) из Университета Колорадо-Болдер, который является соавтором анализа Калеба Уорена. Фрейд считал, что юмор исходил из разряжения напряженности; другая теория подразумевает, что юмор исходит от чувства превосходства, третья – от несоответствия. Исследователи, тем не менее, отмечают, что все это могло бы случиться, если вы случайно убили бы вашего супруга, но это было бы не смешно. Они решили, что ситуация могла быть забавной только если она несет в себе добро.
Для того чтобы протестировать свою гипотезу, исследователи представляли различные игровые ситуации добровольцам, которых они наградили конфетами. В одном эксперименте, добровольцы прочитали пару ситуаций, где например в одной Джими Дин нанимал раввина как представителя их новой линии продуктов из свинины, и в другой, где Джими Дин нанимал фермера как представителя их новой линии тех же продуктов. Ситуация, несущая в себе моральное нарушение в том, что в ней раввин предстал в образе промоутера свинины, больше понравилась читателям и вызвала у них смех.
В другой части анализа исследовалось, сделают ли добрые характеристики в моральных нарушениях ситуацию более забавной. В ходе эксперимента в одном случае участники прочитали сценарий, в котором как церковь, так и кредитная организация разыгрывали лотерею, привлекая, таким образом, посетителей. Участники испытали отвращение при мысли, что церковь заманивала посетителей, используя лотерею. Когда же речь шла о кредитной организации, участники нормально реагировали. Но стоит заметить, что реакция участников в данном эксперименте зависела частично от того являлись ли они сами прихожанами церкви; для тех, кто не являлся таковым сценарий показался более смешным. Исследователи предполагают, что дело в том, что обыватели церкви «не особенно исполняют обязательства перед святостями церкви», вот почему для них, моральное нарушение кажется безобидным. Этот эксперимент подтвердил, что людей, которые более отдалены психологически от осознания морального нарушения легче будет рассмешить. Исследование опубликовано в Psychological Science , журнале Ассоциации Психологических Наук.
«Мы смеемся, когда Moe нападает на Larry (шоу «Три Простака»), поскольку мы знаем, что Larry в действительности не пострадает» – сообщает МакГро, ссылаясь на забавный фарс. «Это – нарушение общественных норм. Вы же не нападаете на людей, особенно на друзей. Но, тем не менее, это нормально, поскольку это не реально». Он привел в пример недавнее видео в интернете курящего индонезийского малыша. «Когда мне сначала об этом рассказали, я рассмеялся, поскольку это кажется нереальным, как родители могут позволить детям курить сигареты? Тот факт, что ситуация казалась невероятной сделало ее безобидной. Затем, когда я посмотрел это видео курящего ребенка лично, было совсем не смешно». МакГро считает, что теории работают для других направлений юмора, подобно каламбурам, которые нарушают лингвистическое согласование или правило, но придерживаются других правил, сохраняя, таким образом, смысл предложения. Это также объясняет то, почему драмы и триллеры больше пользуются интересом зрителей в чужих странах, чем комедии». Трудно должно быть найти комедию, которая будет забавной для всех культур, так как принципы нарушения, несущие в себе добро могут отличаться от принципов других культур. Комедия, которая будет смешной для всех культур должна включать много физического юмора. Нарушения общепринятых норм ясны всем независимо от того, кто ты».
Оригинал (на англ. языке): Eurekalert Перевод: М. Гончар
українська версія: Люди вважають забавним аморальну поведінку — але тільки якщо воно не несе в собі зла