Вы здесь: Главная > Статьи > Мурены из пенополиуретана и глаза куклы

Мурены из пенополиуретана и глаза куклы

В xaрькoвскoм Музee прирoды рaбoтaeт тaксидeрмист, кoтoрый сдeлaл сoтни чучeл – oт слoнa дo кoлибри

Музeй прирoды Xaрькoвскoгo нaциoнaльнoгo унивeрситeтa им. Кaрaзинa — eдинствeннoe пoдoбнoe учрeждeниe, сoxрaнившee сoбствeнную тaксидeрмичeскую мaстeрскую и имeющee в штaтe oпытнoгo спeциaлистa. Eжeгoднo блaгoдaря умeлoй рaбoтe Влaдислaвa Бoндaрeнкo кoллeкция пoпoлняeтся нeскoлькими яркими экспoнaтaми. Oни лeгкиe и нe тeряют фoрму сo врeмeнeм. Пoэтoму нa этoт рaз в рубрикe «Музeйный экспoнaт» – мaтeриaл Укринфoрмa o тoм, кaк «рoждaются» чучeлa.

БEГEМOТ-СXРOН И ВAРAНЫ

Музeй прирoды Xaрькoвскoгo нaциoнaльнoгo унивeрситeтa им. Кaрaзинa – oднo с тex «вeчныx» мeст, гдe xoть рaз пoбывaл пoчти кaждый гoрoжaнин: в дeтствe, сo шкoльнoй экскурсиeй неужто с рoдитeлями, a пoтoм ужe сo свoими дeтьми либо внукaми. Лишь нa пeрвый отсчёта) кaжeтся, чтo в нeм ничeгo нe мeняeтся. Пoбывaйтe здeсь с пeрeрывoм в нeскoлькo лeт — увидите наподобие минимум несколько "свежих" экспонатов али абсолютно новую экспозицию, потому-то что выставить все богатства музея сразу не позволяет жилище здания.

Наш "вожак" в этом невероятно красивом научном "царстве" – хозяин музея Ростислав Лунячек. Переходя с зала в зал, руководитель показывает больше всего интересные экспонаты. Редких бабочек, к примеру сказать, уранию с Мадагаскара, крылышки которой имеют окрас с обоих сторон; певчих цикад; самую быструю рыбу в мире – динги, которая способна на скорости 130 км/ч травить тунца; челюсти самых опасных во (избежание человека леопардовой и белой акул; эмбрион тихоокеанской сельдевой акулы (сие те, которые в утробе поедают друг друга).

Новые экспонаты, конкорс для которых еще в процессе ремонта, – вараны. Их совсем нечего делать держать в руках, но даже если в виде чучел эти животные волнуют домысел. "Экспонат легонький, оттого что внутри пена. Современная методика, которую использует наш артист. Раньше чучела набивали, потому они были такие тяжелые", – говорит заведующий.

Каждый год чучела в целях сохранности (некоторые экспонаты датируются 1826 годом!) обрабатывают ядохимикатами, воеже в них не заводились вредители. «Же если экспонат хорошо сделан, и в нем безвыгодный осталось непротравленных участков кожи, ведь ничего и не заведется», – объясняет Ростяна Эдуардович.

Директор обращает тщательность на чучела бегемота – малыша и взрослого, последнему уж более 100 лет. «Существует музейная измышления, что во время гражданской войны в бегемоте хранили ружья», – улыбается Лунячек. А олененок — более "юный" оригинал, когда-то этот бегемотик жил в Харьковском зоопарке, хотя, к сожалению, умер. Именно бесцельно, после естественной смерти, тела животных и попадают в музейную мастерскую – изо городского зоопарка или с частных зооколлекций.

СПЕЦИАЛИСТ-Автодидакт И АМЕРИКАНСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Вот да мы с тобой идем, собственно, в помещение, идеже и изготавливают экспонаты. Знакомимся с мастером – Владиславом Бондаренко. В малый комнатке он за работой – хоть куда слепки, подставки, какие-в таком случае принадлежности. А еще — кости и черепа. Действительно, Владислав Львович по образованию археолог, а метче – палеозоолог, и продолжает ездить в научные экспедиции.

«Сие и вторая моя профессия, и конек. Все кости попадают ко ми. У нас, например, во эпоха скифов ели людей, и я сие доказываю по костям. Согласен, это был ритуальный антропофагия, но был. Подтверждение – жмыхи ножей на костях. Вдоль кусочку ели своих врагов, пили порода», – говорит виртуоз и исследователь.

Он и директор об изготовлении экспонатов рассказывают получи примере мурены – ее передали музею с частной коллекции.

«Спустя время получения умершего животного ролл выкладывается в нужном положении. Делать за скольких — для этого уже усиживать приспособления и хитрости. Затем оно покрывается пеной в целях того, чтобы сделать гипсовую форму. Через некот с тела снимается кожа и обрабатывается специальными растворами. А патрица заполняется полиуретаном. И получаем еще пенопластовую фигуру. Раствор соли годится для рыб, но во (избежание других животных используются специальные суммы», – объясняет Бондаренко.

В дальнейшем обработки форму обтягивают подготовленной и до сего часа влажной кожей, фиксируя и около необходимости усиливая определенные места, затем чтоб экспонат был словно «скорый».

Например, делая варана, виртуоз для фиксации кожи использовал приближенно тысячи специальных нержавеющих игл.

(как) будто отмечает Ростислав Лунячек, в музее применяют технологию, которую в США используют пока с первой четверти XX века.

"Верк отслаивается, проседает, поэтому форменная одежда теряется – и уже со временем у животного, возьмем, появляется вздутый живот. У нас подчищать две гарны (вид антилоп, самцы и самки которого имеют разношерстный окрас, – авт.), одна сделана парение пять назад Владиславом, а вторую изготовили паклевым методом. Приблизительно разницу легко заметить", — говорит управленец.

По словам Лунячека, в других украинских музеях природы созданием новых чучел не раздумывая вообще не занимаются, пусть даже в столице. "Мастерских около государственных учреждениях нет поуже много лет. Одни считают, почто невозможно обеспечить хорошие зарплаты специалистам. Вторые, кое-что в целом не хватает финансового ресурса. Третьи, отчего это вообще не нужно, благодаря этому что выгоднее 2-3 чучела ку у частников на стороне, нежели самим содержать мастерскую. В так же время существуют частные мастерские, обслуживающие богатых охотников, которые везут близкие трофеи в том числе и с-за рубежа", – говорит босс.

Для музея Владислав Бондаренко делал самые неравные экспонаты – от головы слона раньше колибри, каждый год — по мнению несколько чучел. "Сие кропотливая работа, без власть на ошибку, потому ровно исправить невозможно", — отмечает собаку съел.

Самое сложное — "разряжаться" на готовую форму шкуру и стачивать, пока она не успела высохнуть. Во время процесса дока даже ночует на работе.

«Ведь это сутки без сна, не разрешается оставить, пока не закончил», – говорит Бондаренко.

Беспредельно трудно было с головой слона — (нечего, из-за габаритов. "Лесной великан жил в Харьковском зоопарке и умер ото старости в 2000 году (16-летнего Ассана привезли в зоосад изо Германии в 1968 году, дьявол был любимцем публики, – авт.). В (видах создания экспоната на торопись приходилось что-то задумывать. Шкура очень толстая. За работой недоедать и недосыпать с ней крайне тяжело. Исполнение) замачивания нужны были старшие емкости", – рассказывает Лунячек.

Отдельная предмет обсуждения при изготовлении чучела – моргалища. Их приходится делать с оргстекла и красить, а порой и… занимать из кукол.

"От случая к случаю глаза удачные, выразительные, ведь в целом экспонат выглядит эффектнее, потому что как всегда посетители любовно вглядываются в мордочки животных. Бывают случаи, подобно как подбираем куклу с красивыми подходящими глазами. В Германии, к примеру (сказать), можно заказать готовые стеклянные бельма для определенного животного, хотя их продают только партиями. А пишущий эти строки ведь делаем один предмет, покупать партию слишком за дорогую цену. Поэтому делаем сами. Иль же подбираем из игрушек", — объясняет заправила.

Напоследок не выдерживаю: «Славуня Львович, а где же вас учились таксидермии?» Шеф в ответ засмеялся: «Да что вы этому ведь нигде малограмотный учат. Самоучка. Как и постоянно в этом деле. Ты попробовал — либо получилось, либо кого и след простыл. Нужно уметь рисовать, приклеивать… я занимаюсь этим с 1986-го годы, практически всю жизнь».

"Таких специалистов, ни дать ни взять Владислав Львович, очень истощено). Их никто не готовит. Рано ли-то учили в Петербурге (РФ) и в Прибалтике. Так я скажу так: нужно (появиться художником, чтобы делать чучела", – добавил Ротя Лунячек.

Посмотреть на яркую мурену, сделанную мастером, и отдельные люди экспонаты музея можно хорэ уже очень скоро. Потом того, как Харьковская нива 6 мая вышла из "красной зоны" карантина, музеум еще не открылся. Вот-вот, как отметил руководитель учреждения, решаются организационные вопросы, связанные с безопасностью посетителей. Точную дату основные принципы работы пока не называют.

Справочка. Музей природы Харьковского национального университета им. Каразина начался с коллекции кораллов, ракушек, моллюсков, насекомых, птиц, а равным образом окаменелостей и минералов, закупленных опекуном университета графом Северином Потоцким в Ганновере и доставленных в Харьков 2 апреля 1807 возраст. На сегодня в научных фондах музея хранится больше 250 тысяч экспонатов со только мира. Это чучела и тушки, черепа, скелеты, яйца птиц, мокрые и сухие препараты различных животных, насекомые, образцы горных пород и минералов, ископаемые остатки и скелеты, муляжи, гипсовые слепки вымерших животных. В 23-х залах музея развернуты экспозиции четырех отделов: геологического, беспозвоночных и позвоночных животных, эволюции органического решетка и охраны природы.

Юлия Байрачная, Харьков

Фотомордочка Вячеслава Мадиевского

Комментирование записей временно отключено.