Вы здесь: Главная > Статьи > Нижнее Селище: громада с французским акцентом и запахом швейцарского сыра

Нижнее Селище: громада с французским акцентом и запахом швейцарского сыра

Зaкaрпaтскoe сeлo, гдe знaют, чтo тaкoe кaчeствo вo всeм: oт мeлoчeй дo глoбaльнoгo

Кaчeствo вoды, прoдуктoв, eды, кaчeствo музыки, oкружeния и oбщeния… В Нижнeм Сeлищe нe тoлькo сaми знaют и живут пo свoим прoстым прaвилaм, нo и пeрeдaют иx другим, пoэтoму сeлo стaлo свoeгo рoдa цeнтрoм рaзвития нa Зaкaрпaтьe. Нaxoдясь здeсь и oбщaясь с этими людьми, убeждaeшься – в рeaлияx сoврeмeннoй Укрaины мoжнo пребывать в сeлe тaк, чтoбы тeбe зaвидoвaли дaжe в Киeвe и пeрeeзжaли сюдa рaзвoдить кoз, кoрoв и сoбaк. В чeм жe дeлo? Прeждe всeгo, oбъяснили нaм в Нижнeм Сeлищe, нaдo зaxoтeть, a пoтoм oбъeдиниться на oбщeй цeли. Тoгдa пoлучится крутoй рeзультaт – вoдoпрoвoд, сырoвaрня, рeстoрaн либо чaстнaя фeрмa – кaк у гeрoeв нaшeгo рeпoртaжa.

НAСКOЛЬКO ЭТO КРУТO: ИМEТЬ СOБСТВEННЫЙ "МEНЧУЛ"?

Кoнeчнo, пeрвoe, чтo наша сестра идeм смoтрeть в Сeлищe – этo Сeлискaя сырoвaрня, прeдприятиe с интeрeснoй истoриeй: oнo сoздaнo в 1994 гoду около пoддeржкe eврoпeйскoгo кooпeрaтивa "Лoнгo Мaй" (Longo Мaі), в тo врeмя, кoгдa в Укрaинe мaлo чтo стрoилoсь – скoрee нaoбoрoт. Рукoвoдит сырoвaрнeй Пeтр Пригaрa — находившийся учитeль мaтeмaтики. Здeсь дeлaют швeйцaрскиe сыры нeскoлькиx видoв. Принципиaльнo пeрeрaбaтывaют нa ниx мoлoкo тoлькo мeстныx кoрoв: мнoгиe сeмьи в Сeлищe живут с тoгo, чтo сдaют свoe мoлoкo нa сырoвaрню. A нa прeдприятии гoвoрят, чтo в этoм гoду кoличeствo мoлoкa сильнo упaлo изо-зa пaндeмии: мнoгиe сeлянe в прoшлoм гoду пeрeстaли сoдeржaть скoт, вeдь нe былo кудa сдaвaть мoлoкo, пoтoму чтo прoизвoдствo пeриoдaми нe рaбoтaлo, a дeржaть кoрoву прoстo тaк – дoрoгo.

Иннa Пригaрa

Дoчь Пeтрa – Иннa Пригaрa тoжe рaбoтaeт нa сырoвaрнe: укрeпляeт брeнд, зaнимaeтся мaркeтингoм, рaзвивaeт сoциaльный прoeкт "Aссoциaция oвцeвoдoв Xустщины" и нeскoлькo лeт нaзaд сoздaлa рeцeпт oднoгo изо сырoв – "Мeнчул" (пo нaзвaнию мeстнoй сaмoй высoкoй гoры, кoтoрую виднo сo всeгo Xустскoгo рaйoнa, этa гoрa – свoeoбрaзный бaрoмeтр, пo кoтoрoму oпрeдeляют, кoгдa придeт вeснa – "кoгдa нa Мeнчулe снeг сoйдeт"). Интeрeсуюсь у Инны, нaскoлькo этo крутo в целях сырoдeлa: имeть "свoй" сыр.

— Этo крутo, нa сaмoм дeлe, сыр пo твoeму рeцeпту – oднa с прoфeссиoнaльныx вeршин, – рaсскaзывaeт Иннa. – Этo слoжнo, пoэтoму мaлo ктo этo дeлaeт: нaдo имeть сeрьeзную тeoрeтичeскую бaзу и мнoгo экспeримeнтирoвaть. Сoбствeннo, придумaть сыр мoжeт кaждый, нo бeз знaний мoжeт oкaзaться нeвкуснo.

Мнe этa прoфeссиoнaльнaя вeршинa дoрoгo стoилa – я нa прoизвoдствe зaрaбoтaлa сeбe прoблeмы сo спинoй, пoэтoму ужe бoльшe гoдa "Мeнчулa" у нaс нeт: делала его токмо я, никого другого этому неважный (=маловажный) учила, а поскольку спина никак не позволяет работать (надо бездна нагибаться и поднимать тяжелые тряпки – емкости с молоком и хозяйка головка сыра весит поперед 20 кг), делать его теперь некому. Но я активно работаю по-над реабилитацией, поэтому надеюсь, почему вскоре вернусь к производству.




Делание сыра на «Селиской сыроварне» / Фотоснимок: Сергей Гудак. Укринформ

Самоуправно процесс выглядел так: под вечер я делала для сыра такой-сякой(-этакий) себе "йогурт" – разводила бактерии, ни свет ни заря они уже размножились, нам привозили новее молоко – и я начинала работу. Круговорот производства был достаточно долгим — муж сыр вызревал 3-4 месяца, в зависимости ото погодных условий. Он получался мягким, с экстраординарно нежным сливочным вкусом. У меня был гигантский сантимент к этому сыру, жалею, яко сейчас не могу надо ним работать.

Богдан Деревяга

Богда-КОЖЕВНИК И ЕГО ПЕРВАЯ ЧАСТНАЯ ТОПАНЧАРНЯ

Занятно, что вокруг Селиской сыроварни без задержки развился целый комплекс – аллокуция идет о первом на Закарпатье магазине локальных продуктов “Селиский ракаш” (занимательно, что такого нет паче ни в одном населенном пункте – убирать отдельные стенды в сетях супермаркетов в Мукачево и Ужгороде с определенным ассортиментом местной продукции, в свою очередь сами производители продают свою продукцию в дегустационных залах, да так, чтоб вся перечень локальных продуктов региона была собрана в одном месте, в данное время есть только в Селище). Ещё раз рядом с сыроварней в Селище новопреставленный открыли ресторан по модному в Европе принципу slow food "Ґелета", идеже готовят исключительно из локальных продуктов (slow food – антипотребительское перетаскивание, которое способствует использованию местных продуктов и традиционной еды. Было основано Карло Петрини в Италии в 1986 году). Так о ресторане – позже. Неотлагательно мы идем еще для одну локацию, которая точию организовывается в Селище. Это хорэ мастерская по выделке шкур – "Приватна топанчарня" (топанки – башмак, диал.). Мастером-кожевником является давний военный Богдан Деревяга. Некто служил в ВСУ, защищал Украину в востоке. Сейчас пробует включить собственное дело – выделывает шкуры, делает с них эксклюзивную обувь, ремешки, чересы (широкие традиционные пояса) и сумки.




Бога-кожемяка и его первая частная топанчарня / Снимок: Сергей Гудак. Укринформ

Пишущий эти строки разговариваем с Богданом на улице, вследствие этого что мастерская его закругляйтесь размещаться в старом доме, что пока перекрывают и приводят в режим. Под стенами в бочках вроде раз дубятся шкуры – коровьи и овечьи.

— Я начал подвизаться с кожей больше года вспять, тогда столкнулся с тем, фигли мне нужна кожа растительного дубления, у нее часть свойства, чем у заводской, в силу того что что она более нежная, мягкая, с ней полегче работать вручную. Например, твоя милость тиснение сделал – и оно остается, а для заводской коже его не грех бы и что-л. сделать делать технологически иначе, сие должно быть горячее выдавливание, для этого нужна специальная квалификация. Шкуры мне поставляют местные а хозяева, коровьи я у них покупаю, а овечьи отдают овцеводы нашармака – у них нет внутренние резервы их перерабатывать, поэтому общепринято, зарезав барана, шкуру демократично закапывают. Были в начале проблемы с корой дуба — оказалось, почему в самом лесистом регионе страны опаскудеть ее не как: твоя милость же не пойдешь вследствие нее рубить дерево в (зеленые) легкие (планеты. В конце концов, договорились с пилорамой в Хусте – они кору опиливают с досок, и отдают ми.

Богдан демонстрирует рабочий слушание: достает из бочки с дубильным веществом коровью шкуру, которая лежит на этом месте несколько недель (она уж приобрела приятный коричневый фрез), и овечью, которую только-всего на все(го) положил, – эта до этого времени не покрасилась, пока точию с оттенком.

Что ж, будет кому-в таком случае хорошая обувь или сумочка, а Селищу – еще одна "точечка" развития.

ЛЮДИ Невыгодный БОЯТСЯ ОТКРЫВАТЬ БИЗНЕС У НАС

Выходя с Богдановой мастерской, говорим с Инной о парадоксальном свойстве Селища – прельщать к себе тех, кто стремится воспитывать микробизнес.

— Действительно, интересно из этого явствует: у нас в Нижнем Селище в большей степени всего малых бизнесов в округе. Поздно ли строилась сыроварня, в селе на самом деле работала только средняя и музыкальная школы, двушник продуктовых магазина, амбулатория и сельсовет. Незамедлительно у нас, кроме сыроварни, (за)грызть пекарня, кондитерский, мясоперерабатывающий и лана, где лепят вареники, три фермы добродетель четвертая – улиточная, подчищать два строительных магазина, минизавод железобетонных конструкций и изоляция «Новой почты». Неутомимо открывается что-то новое, штат(ы) видят положительный пример в нежели-то и хотят его сделать снова, не боятся. Ну и покамест один парадокс: предприниматели изо других сел открывают предпринимательство почему-то именно в этом месте, у нас, а не у себя в селах. Вместе, во вкусе говорится, легче и отца бахать, — шутит Инна Пригара.

Водичка ИЗ СВОЕГО КРЕЩАТИКА

Вслед за этими разговорами о феномене Селища доходим к сельскому бювету. Истинно, в Нижнем Селище он равно как есть – построили его в рамках европейского грантового проекта дальше появления сыроварни.

— У нас встал дилемма обеспечения производства чистой качественной вплавь – иначе сыра безвыгодный будет. В селе (и это строгость, а не исключение для Закарпатья, ага и Украины в целом), водопровода на гумне — ни снопа, фактически люди используют воду с колодцев – но сие грунтовые воды, в нынешних условиях они, в области сути, непригодны к употреблению изо-за загрязненности химикатами. Все же в селе нет также канализации, вследствие чего все стоки проникают в почву вкупе с фосфатами и другими моющими средствами.

Я нашли возле Селища двушник источника, из которых позволено было взять качественную питьевую воду. Водан — в километре от сыроварни, следующий – в 4 км от нее. Только дело в том, что первым источником пользовалась одна брод (там еще в советское исполнившееся проложили водопровод, в котором нужно трансформировать трубы и делать резервуар), однако люди боялись, что поздно ли мы сделаем водозабор, у них пропадет многоречивость. Поэтому мы в конечном итоге тянули водоснабжение от источника в 4 км, крестик еще нужно было протаптывать. Ant. стирать туда 1,5 км высоковольтной ЛЭП.

Бери месте этого источника в лесу пересекаются дороги, которые ведут к четырем окрестным селам. И а именно потому, что это самобытный перекресток, то место называли Крещатое, а дальше оно трансформировалось в Крещатик. Просто так Нижнее Селище получило находя Крещатик, — говорит Бурный поток Пригара.

Она рассказывает, что-то запустили водопровод в начале 2000-х, сие были грантовые средства с условием: водою смогут пользоваться только социальные объекты в селе, мало-: неграмотный частные хозяйства. Поэтому к водопроводу подключены, в счёт сыроварни, сельский бювет, толк, садик и пекарня, но невыгодный подключено ни одно домохозяйство. Людское) (со)общество все же набирают воду в бювете, перед 2 тонн в день, особенно в летнее время, тогда перед бюветом пусть даже очереди бывают, потому подобно как в последние годы у людей жавель в колодцах пропадает.

— Нам дупелину повезло с источником, потому что-что вода качественная и не минерализованная. У нас после этого нельзя пробивать скважину, поэтому что вода будет соленая – я живем в Солотвинском бассейне. (вследствие других вариантов, как библиография, бьющие естественным путем в лесу, перевелся. А источник в Крещатике уникален, т. е. объясняли гидрологи, – инуде вода выпадает с дождем, попадает в подземную реку, три месяца фильтруется и дальше выбывает на поверхность. Как раз поэтому источник не пересыхает, позже запас на 3 месяца воды хотя (бы) в условиях засухи, – объясняет Инюша Пригара.

КОРЗИНЫ ИЗ ИВЫ, РАСТУЩЕЙ В ОЧИЩЕННЫХ СТОКАХ

В смысле воды в Нижнем Селище интересен до сей поры один кейс – в селе работает хостел, его построил австрияк Юрген Крафтнер, лидер легендарной группы HUDAKI Village Band либо — либо "Селиські Гудаки" (антиномия коллектива в том, что они играют традиционную музыку Карпат, хотя более известны в Европе, нежели дома; кстати, "Гудаки" имеют шериф лучшей фолк-группы Европы после 2010 год, после сего группа стала суперпопулярной в Европе). В этом хостеле (страсть интересна система очистки и фильтрации воды, а снова организован водосбор дождевой воды. С целью региона, где воды скупо, а та, что в почве, непригодна к употреблению с-за отсутствия канализации, объясняет эколог Дана Попов, который и делал водоотвод и водосбор для сельского хостела, – такие манатки очень важны. Они должны существовать в каждом дворе. Тогда только и остается будет говорить о чистой воде нате Закарпатье, потому что не раздумывая, хоть это и край горных рек и ручьев – чистой воды на этом месте нет, это миф, говорит Данный богами, вся вода загрязнена человеком и его деятельностью.

В хостеле воду в целях пользования жителей собирают с полезной площади нате крыше. Рядом со зданием в специальных биокувшинах еще использованная техническая вода проходит фильтрацию, потому она попадает на спеца отведенный участок, где выращивают иву. А изо ивы здесь плетут корзины (поблизости с Селищем находится знаменитое деревня Иза – центр лозоплетения). Короче (говоря), опять здесь использован (как мир) добрый принцип: все требуется приносить пользу. А человек — безвыгодный вредить!

Орест Дель Пикантность

ЖИВОТНЫЕ ТОЖЕ ДОЛЖНЫ Лежать СЧАСТЛИВЫМИ

Наша очередная пресечение — ферма Ореста Дель Соля, известного в Закарпатье и за его пределами француза. Того самого, какой-либо несколько лет назад поднял урок застройки Свидовца и дошел с ним вплоть перед Европарламента. А еще он популярный производитель крафтовых мясных изделий, которые закупают дегустационные залы и рестораны по мнению всей стране. Ферма Ореста "Зелений Дубрава" основана в 2006 году и входит в ассоциацию кооперативов "Лонго Май" (в названии – древняя провансальская причет-пожелание долгой жизни) – бредень сельскохозяйственных коммун по всей Европе. Ора работает здесь с женой Йоланой, в (видах помощи нанимают соседей. Возьми ферме выращивают свиней, держат коров, а с молока коз делают нежный сыр. Ферма органическая — сие означает, что животных выращивают естественным через и не кормят биодобавками и антибиотиками.

В время нашего визита в области двору бегают свиньи. Горец говорит, что его свиньи должны бытовать счастливыми, поэтому создал им угоду кому) этого все условия.

— На певом месте, что должно быть – сие доступ к земле. Свиньи, своим порядком, любят рыть, и они сие делают не только чтобы удовольствия, они едят землю и получают изо нее необходимые микроэлементы.




Экоферма «Зеленая перелесок» / Фото: Сергей Гудак

В противном случае положить их на бетон – сие все надо давать с химии. А это не отечественный принцип. На комплексе, идеже много поголовья, вы невыгодный сможете так содержать подлец, потому что животным немного спустя мало места. У нас численность свиней зависит от владенья: имеем 3 га, где позволительно заложить компост после животных, ввиду этого можем содержать около двух десятков свинья и поросят.

Наблюдать со стороны, т. е. хозяин ухаживает за животными — одно игра: они тулятся и ластятся к нему, заметно, что ухожены, и как говорит стек с хозяин – счастливы. Трендец — и животные, и хозяева. Орест без- похож на уставшего с работы селянина — хотя попробуйте заключать (в себе) полтора десятка свиней с поросятами, коров и коз!

— Муж принцип работы — чтобы целое были счастливы. Цель — больше работать, нормально жить и выдавать на-гора от этой работы драйв, — говорит Орест.

– Окейно — это как? – переспрашиваю.

— Положим, если по-закарпатски, – отвечает ми коренной парижанин Орест Дель Пикантность, – это немного превыше соседа.

Орест говорит, отчего сегодня традиция хозяйствования в Селище понемногу сходит бери нет.

— По правде говоря, отправлять (должность) сельским хозяйством так, для того чтобы это было и полезно, и экономично — здесь мало кого интересует. В конце 1980-х, иным часом я сюда приехал, люди возьми сельсовет с топорами ходили, кричали: "Позвольте нам землю". А в тот же миг эти земли стоят поросшие травой, прыщ на ровном месте даже косить не хочет. Сие когда-то думали, почто иметь землю — это (из)обильность. Сейчас богатство — это держать государственную печать, быть таможенником река прокурором, – говорит Оря Дель Соль.

ПОЧЕМУ ОТЖИЛА СВОЕ "СЕЛИСКАЯ СПИВАНКА"?

Едем с фермы харчеваться в тот самый ресторан "медленной еды". Числом дороге расспрашиваю у Инны, благодаря этому в последнее время исчезла древняя выходка Нижнего Селища – карнавал "Селиская спиванка".

— Свежий раз фестиваль проводили в 2012 году. Дьявол уже был "подобный себе" – говорит Инеска, — и приняли решение его положить предел. Все на свете отживает свое – и таковой фест отжил. Важно, будто он закончился на позитиве. (на)столь(ко) же сейчас у нас проглатывать театральный фестиваль "Птах" – последние парение шесть проводят его никак не каждый год, а раз в двуха года. Организаторы поняли, чего иначе он не получится качественным.

"Селиская спиванка" – сие было настоящее событие, и безвыгодный только для села, к области. На фест к нам приезжали Даха Браха, Mad Heads, Аля Скрипка. Эти исполнители в Ужгороде неважный (=маловажный) выступали, а в Селище – (само собой) разумеется. Людей интересовал колорит фестиваля – молочное хозяйство, французы, была атмосфера, семо хотелось приезжать. Фестиваль был однодневный, только насыщенный. Проходил традиционно 12 июля возьми Петра и Павла. В оргкомитет завсегда входили только местные — сие учило людей договариваться, окрепнуть, что-то делать вкупе. Мы тогда были детьми, ходили посередке взрослыми и восхищались тем, сколько они делают и как они сие делают. Представь: у нас была греза, что когда вырастем, так тоже сделаем общественную организацию и будем уделывать вместе какие-то классные каприз. То есть мы мечтали безвыгодный стать певицами или моделями, а воплощать социальные проекты про развития села.

– У тебя не откладывая такой проект — Ассоциация овцеводов Хустщины?

— Перевелся, это больше моя социальная надежность. Мы как крупный исполнитель (по сельским меркам) поддерживаем малых, с целью они работали, не переставали присматривать овец и не продавали овечьи стада.

— Тем временем о чем ты мечтаешь?

— Моя большая видение – построить систему водопровода и остатки воды в селе. Это, сверху самом деле, очень большая заковырка в большинстве сел Закарпатья – неравно нет централизованной системы кожура стоков, все это загрязняет грунтовые воды. Людишки сбрасывают канализацию на приманка же огороды и в колодцы. 50 парение назад это не было махина проблемой. Но когда начали использовать до конца много моющих средств, особенно с фосфатами, сие стало проблемой. Люди сего всего еще не видят, только уже потребляют пищу со своих загрязненных огородов. Планирование через 15 это короче огромной проблемой. Я уже долгое перфект об этом думаю, же пока не вижу внутренние резервы, как такой проект воплотить в себе. Это очень большие денюжка. И что самое сложное — надобно(ть) договориться со всеми в селе, дай вам люди захотели. Но я хочу квартировать в этом селе, мне животрепещуще, чтобы это было отменно, чтобы земля и вода были безопасными. Поелику что зачем жить в селе, ежели все отравлено? Я помню свой Хустец (местный ручеек — авт.), в котором автор этих строк купались и ловили рыбу. А без задержки это канализационный канал. В летнее время он вообще пересыхает.

Люля Драгусская

ЛЕКЦИЯ О ВКУСЕ ДОМАШНЕЙ КУРИЦЫ

Точно по дороге обращаем внимание бери старые хаты – их в Селище только что не нет, в основном старые здания перестроены в современные, в некоторой степени стоят заброшенные, заросшие сорняками, с выбитыми окнами.

— Самая старушка хата в селе — это 1954 годок, – рассказывает впоследствии Ольгуся Драгусская, директор школьного краеведческого музея. — Симпатия типична для этой местности — побелена синим цветом, с маленькими стеклянными окнами и турнацем (сие на местном диалекте – крылечко, веранда).




Старые дома / Снимок: Сергей Гудак

Здание ресторана имеет такую а традиционную форму — те но очертания, такая же кровля, крытая старой черепицей в форме правильного треугольника, и издалеча очень напоминает пирамиду. Рестик в селе открылся недавно, в этом месте подают еду исключительно изо местных продуктов, хотя завернута возлюбленная в изысканную дорогую обертку. Горец Дель Соль — идейный душа этого дела, он в свое эпоха оканчивал школу гастрономии в Париже, готовил пользу кого премьер-министров. Именно с министра и "сбежал" держи Закарпатье. Как-то рассказывал: достало ведь, что в декабре чиновница пожелала свежих черешен, благодаря этому надо было организовать доставку нет слов Францию из теплых краев. После этого этого случая Орест пересмотрел правила на жизнь и присоединился к коммуне "Лонго Май", а спустя некоторое время судьба занесла его держи Закарпатье.

— Одна из идей сего ресторана — поддержать постоянную бытье в селе. Это попытка упражнять производство местных продуктов и утилизировать их в высокой кухне. Немедля многим жителям городов нужно вразумлять, почему настоящее молоко и ароматное золото отличаются от того, которое в супермаркете. Посему у домашней курицы совершенно кто-нибудь другой вкус, чем у промышленной. С каких же щей локальное местное вино — сие лучше, чем промышленное, изо крупного производства, — объясняет Ора.

— Но у людей вкусы поменялись, у нас бог не обидел случаев, когда даешь кофий с настоящим молоком, а тебе по слухам – нет, не аппетитно, сделайте мне с обычными сливками изо супермаркета, – говорит Бурный поток.

Интересуюсь у Ореста, всегда ли в ресторане разработка начинается с лекции о локальных продуктах.

— Безграмотный всегда. Но часто нужно помочь людям осмыслить, почему здесь нет пиццы тож картофеля фри.

Интересно, почему на кухне работают равным образом местные. Девушек обучал центровой бренд-шеф больше месяца, незамедлительно он уехал и они понемногу справляются самочки.

— Конечно, будут моменты, другой раз у девушек не все закругляйся получаться, – говорит Ореста, – но мы готовы сидеть над этим.

Андриана Плешинец и Лира Заранко

ДЕВУШКИ ИЗ КИЕВА, КОЗЫ И Умет "НУ БИКОЗ"

Наша последняя фикс в Селище — еще одна миниферма с интересным названием "Разве бикоз". Основали ее двум девушки — местная хустянка Андриана Плешинец и белоруска Лира Заранко. Они переехали семо из Киева со своими собаками итальянской пастушьей породы, поселились подо лесом, отремонтировали дом, завели коз, коров и кур. С молока производят сыры и сметану – как будто-то потребляют сами, остальное продают в Хусте. Валерия время от времени ездит получи и распишись работу в Киев, она работает в сфере ІТ, а Андриана бросила работу в столице — работала инде по специальности ветеринаром. В (настоящий она лечит животных у себя в хозяйстве и консультирует местных. Девушки будто, что счастливы. Пробыв у них орие часа времени – убедились, какими судьбами они делают счастливыми и других около. Говорят, что в гости тысячекратно приезжают друзья – тосковать в лесу не приходится.




Мини-хутор «Ну бикоз» / Отпечаток: Сергей Гудак

— Почему переехали в Селище? На этом месте хорошо. В Киеве не было такого ощущения: твоя милость постоянно в движении города, хуйня, работа, работа. Было ощущеньице, что живешь в столице, да столицы не видишь. Сие утомляло. Да и я всегда хотела вернуться на хазу, – говорит Андриана.

Ведь же самое спрашиваю у Инны:

— Другой раз ты поняла, что малограмотный останешься в городе, а приедешь заново в село? И нашла ли себя тогда?

– Я себя — да, понятно. Моя университетская подруга с Львова до сих пор говорит ми, мол, ты единственный смертный из знакомых, который нечего гре любит свою работу. Иные работают, потому что им нужны кровные.

Мне здесь комфортно. Ми достаточно и площади для развития, и культурной жизни, и качественных социальных контактов. Разрыв в том, что во Львове твоя милость мог просто пойти не в пример-то, чтобы получить сии культурные развлечения, а здесь их должно себе создавать самому. Например, при желании я еду в вертеп или на концерт в Унгвар, это два часа езды ото Селища на машине. По силам, в километрах это и дальше, хотя по времени – (языко доехать из спального района столицы в средина. То есть, у меня в селе малограмотный какая-то затворническая долголетие. Это жизнь со смыслом. У меня симпатия в том, чтобы развиваться для той земле, где родилась, и делать возможным толчок к развитию другим. Важно будто неплохо.

Татьяна Когутич, Унгвар — Нижнее Селище

Фото: Сергуша Гудак

Комментирование записей временно отключено.