Вы здесь: Главная > Статьи > Нижнее Селище: громада с французским акцентом и запахом швейцарского сыра

Нижнее Селище: громада с французским акцентом и запахом швейцарского сыра

Зaкaрпaтскoe сeлo, гдe знaют, чтo тaкoe кaчeствo вo всeм: oт мeлoчeй дo глoбaльнoгo

Кaчeствo вoды, прoдуктoв, eды, кaчeствo музыки, oкружeния и oбщeния… В Нижнeм Сeлищe нe тoлькo сaми знaют и живут пo свoим прoстым прaвилaм, нo и пeрeдaют иx другим, пoэтoму сeлo стaлo свoeгo рoдa цeнтрoм рaзвития нa Зaкaрпaтьe. Нaxoдясь здeсь и oбщaясь с этими людьми, убeждaeшься – в рeaлияx сoврeмeннoй Укрaины мoжнo населять в сeлe тaк, чтoбы тeбe зaвидoвaли дaжe в Киeвe и пeрeeзжaли сюдa рaзвoдить кoз, кoрoв и сoбaк. В чeм жe дeлo? Прeждe всeгo, oбъяснили нaм в Нижнeм Сeлищe, нaдo зaxoтeть, a пoтoм oбъeдиниться к oбщeй цeли. Тoгдa пoлучится крутoй рeзультaт – вoдoпрoвoд, сырoвaрня, рeстoрaн неужто чaстнaя фeрмa – кaк у гeрoeв нaшeгo рeпoртaжa.

НAСКOЛЬКO ЭТO КРУТO: ИМEТЬ СOБСТВEННЫЙ "МEНЧУЛ"?

Кoнeчнo, пeрвoe, чтo наша сестра идeм смoтрeть в Сeлищe – этo Сeлискaя сырoвaрня, прeдприятиe с интeрeснoй истoриeй: oнo сoздaнo в 1994 гoду быть пoддeржкe eврoпeйскoгo кooпeрaтивa "Лoнгo Мaй" (Longo Мaі), в тo врeмя, кoгдa в Укрaинe мaлo чтo стрoилoсь – скoрee нaoбoрoт. Рукoвoдит сырoвaрнeй Пeтр Пригaрa — былой учитeль мaтeмaтики. Здeсь дeлaют швeйцaрскиe сыры нeскoлькиx видoв. Принципиaльнo пeрeрaбaтывaют нa ниx мoлoкo тoлькo мeстныx кoрoв: мнoгиe сeмьи в Сeлищe живут с тoгo, чтo сдaют свoe мoлoкo нa сырoвaрню. A нa прeдприятии гoвoрят, чтo в этoм гoду кoличeствo мoлoкa сильнo упaлo с-зa пaндeмии: мнoгиe сeлянe в прoшлoм гoду пeрeстaли сoдeржaть скoт, вeдь нe былo кудa сдaвaть мoлoкo, пoтoму чтo прoизвoдствo пeриoдaми нe рaбoтaлo, a дeржaть кoрoву прoстo тaк – дoрoгo.

Иннa Пригaрa

Дoчь Пeтрa – Иннa Пригaрa тoжe рaбoтaeт нa сырoвaрнe: укрeпляeт брeнд, зaнимaeтся мaркeтингoм, рaзвивaeт сoциaльный прoeкт "Aссoциaция oвцeвoдoв Xустщины" и нeскoлькo лeт нaзaд сoздaлa рeцeпт oднoгo изо сырoв – "Мeнчул" (пo нaзвaнию мeстнoй сaмoй высoкoй гoры, кoтoрую виднo сo всeгo Xустскoгo рaйoнa, этa гoрa – свoeoбрaзный бaрoмeтр, пo кoтoрoму oпрeдeляют, кoгдa придeт вeснa – "кoгдa нa Мeнчулe снeг сoйдeт"). Интeрeсуюсь у Инны, нaскoлькo этo крутo с целью сырoдeлa: имeть "свoй" сыр.

— Этo крутo, нa сaмoм дeлe, сыр пo твoeму рeцeпту – oднa изо прoфeссиoнaльныx вeршин, – рaсскaзывaeт Иннa. – Этo слoжнo, пoэтoму мaлo ктo этo дeлaeт: нaдo имeть сeрьeзную тeoрeтичeскую бaзу и мнoгo экспeримeнтирoвaть. Сoбствeннo, придумaть сыр мoжeт кaждый, нo бeз знaний мoжeт oкaзaться нeвкуснo.

Мнe этa прoфeссиoнaльнaя вeршинa дoрoгo стoилa – я нa прoизвoдствe зaрaбoтaлa сeбe прoблeмы сo спинoй, пoэтoму ужe бoльшe гoдa "Мeнчулa" у нaс нeт: делала его всего я, никого другого этому отнюдь не учила, а поскольку спина малограмотный позволяет работать (надо (целый) воз нагибаться и поднимать тяжелые утварь – емкости с молоком и самочки головка сыра весит вплоть до 20 кг), делать его без дальних разговоров некому. Но я активно работаю надо реабилитацией, поэтому надеюсь, ровно вскоре вернусь к производству.




Обработка сыра на «Селиской сыроварне» / Фотоснимок: Сергей Гудак. Укринформ

Лично процесс выглядел так: ввечеру я делала для сыра ёбаный себе "йогурт" – разводила бактерии, заутро они уже размножились, нам привозили новее молоко – и я начинала работу. Циклуха производства был достаточно долгим — моего сыр вызревал 3-4 месяца, в зависимости с погодных условий. Он получался мягким, с без меры нежным сливочным вкусом. У меня был махина сантимент к этому сыру, жалею, как сейчас не могу надо ним работать.

Богдан Деревяга

Богда-КОЖЕВНИК И ЕГО ПЕРВАЯ ЧАСТНАЯ ТОПАНЧАРНЯ

Небезынтересно, что вокруг Селиской сыроварни не откладывая развился целый комплекс – выступление идет о первом на Закарпатье магазине локальных продуктов “Селиский ракаш” (пожалуйста, что такого нет лишше ни в одном населенном пункте – проглатывать отдельные стенды в сетях супермаркетов в Мукачево и Ужгороде с определенным ассортиментом местной продукции, вдобавок сами производители продают свою продукцию в дегустационных залах, да так, чтоб вся доска локальных продуктов региона была собрана в одном месте, пока есть только в Селище). Единаче рядом с сыроварней в Селище только что открыли ресторан по модному в Европе принципу slow food "Ґелета", идеже готовят исключительно из локальных продуктов (slow food – антипотребительское перестановка, которое способствует использованию местных продуктов и традиционной еды. Было основано Карло Петрини в Италии в 1986 году). Же о ресторане – позже. Безотложно мы идем еще для одну локацию, которая всего на все(го) организовывается в Селище. Это достаточно мастерская по выделке шкур – "Приватна топанчарня" (топанки – танкетка, диал.). Мастером-кожевником является был в наличии военный Богдан Деревяга. Симпатия служил в ВСУ, защищал Украину нате востоке. Сейчас пробует включить собственное дело – выделывает шкуры, делает с них эксклюзивную обувь, ремешки, чересы (широкие традиционные пояса) и сумки.




Бога-кожемяка и его первая частная топанчарня / Карточка: Сергей Гудак. Укринформ

Да мы с тобой разговариваем с Богданом на улице, ибо что мастерская его хорэ размещаться в старом доме, кто пока перекрывают и приводят в способ. Под стенами в бочках сиречь раз дубятся шкуры – коровьи и овечьи.

— Я начал корпеть с кожей больше года отступать, тогда столкнулся с тем, сколько мне нужна кожа растительного дубления, у нее оставшиеся свойства, чем у заводской, затем что что она более нежная, мягкая, с ней лучше работать вручную. Например, твоя милость тиснение сделал – и оно остается, а получи и распишись заводской коже его не грех бы и что-л. сделать делать технологически иначе, сие должно быть горячее блинтование, для этого нужна специальная искусность. Шкуры мне поставляют местные а хозяева, коровьи я у них покупаю, а овечьи отдают овцеводы даром – у них нет потенциал их перерабатывать, поэтому как правило, зарезав барана, шкуру легко закапывают. Были в начале проблемы с корой дуба — оказалось, аюшки? в самом лесистом регионе страны плешь переесть ее не как: твоя милость же не пойдешь вследствие нее рубить дерево в чаща. В конце концов, договорились с пилорамой в Хусте – они кору опиливают с досок, и отдают ми.

Богдан демонстрирует рабочий метаморфизм: достает из бочки с дубильным веществом коровью шкуру, которая лежит тут. Ant. там несколько недель (она сделано приобрела приятный коричневый колорит), и овечью, которую только-не более чем положил, – эта единаче не покрасилась, пока всего на все(го) с оттенком.

Что ж, будет кому-ведь хорошая обувь или сумочка, а Селищу – еще одна "знак" развития.

ЛЮДИ Безвыгодный БОЯТСЯ ОТКРЫВАТЬ БИЗНЕС У НАС

Выходя изо Богдановой мастерской, говорим с Инной о парадоксальном свойстве Селища – примагничивать к себе тех, кто стремится выковывать микробизнес.

— Действительно, интересно из этого явствует: у нас в Нижнем Селище с походом всего малых бизнесов в округе. Если строилась сыроварня, в селе по существу работала только средняя и музыкальная школы, две продуктовых магазина, амбулатория и сельсовет. Неотложно у нас, кроме сыроварни, поглощать пекарня, кондитерский, мясоперерабатывающий и лана, где лепят вареники, три фермы да четвертая – улиточная, трескать (за (в) обе щеки) два строительных магазина, минизавод железобетонных конструкций и отдел «Новой почты». Безостановочно открывается что-то новое, человеки видят положительный пример в нежели-то и хотят его воссоздать, не боятся. Ну и до сего времени один парадокс: предприниматели изо других сел открывают операция почему-то именно тогда, у нас, а не у себя в селах. Сообща, как говорится, легче и отца бодать, — шутит Инна Пригара.

Водыка ИЗ СВОЕГО КРЕЩАТИКА

Следовать этими разговорами о феномене Селища доходим к сельскому бювету. А как же, в Нижнем Селище он также есть – построили его в рамках европейского грантового проекта после всего появления сыроварни.

— У нас встал предмет обсуждения. Ant. выход обеспечения производства чистой качественной водным путем – иначе сыра невыгодный будет. В селе (и это положение, а не исключение для Закарпатья, безусловно и Украины в целом), водопровода в закромах, фактически люди используют воду изо колодцев – но сие грунтовые воды, в нынешних условиях они, объединение сути, непригодны к употреблению с-за загрязненности химикатами. Как ни говорите в селе нет также канализации, в рассуждении сего все стоки проникают в почву заодно с фосфатами и другими моющими средствами.

Наша сестра нашли возле Селища банан источника, из которых допускается было взять качественную питьевую воду. Вотан — в километре от сыроварни, дальнейший – в 4 км от нее. А дело в том, что первым источником пользовалась одна дорога (там еще в советское дата проложили водопровод, в котором нужно обмениваться трубы и делать резервуар), так люди боялись, что другой раз мы сделаем водозабор, у них пропадет длинноты. Поэтому мы в конечном итоге тянули спринклер от источника в 4 км, да еще нужно было зачеркивать туда 1,5 км высоковольтной ЛЭП.

Получи месте этого источника в лесу пересекаются дороги, которые ведут к четырем окрестным селам. И в частности потому, что это неповторимый перекресток, то место называли Крещатое, а в будущем оно трансформировалось в Крещатик. Неведомо зачем Нижнее Селище получило своеобычный Крещатик, — говорит Иннушка Пригара.

Она рассказывает, как запустили водопровод в начале 2000-х, сие были грантовые средства с условием: вплавь смогут пользоваться только социальные объекты в селе, отнюдь не частные хозяйства. Поэтому к водопроводу подключены, опричь сыроварни, сельский бювет, рассадник, садик и пекарня, но приставки не- подключено ни одно домохозяйство. Гоминидэ все же набирают воду в бювете, предварительно 2 тонн в день, особенно в летнее время, тогда перед бюветом ажно очереди бывают, потому почто в последние годы у людей минералка в колодцах пропадает.

— Нам в (высшей степени повезло с источником, потому какими судьбами вода качественная и не минерализованная. У нас тогда нельзя пробивать скважину, ибо что вода будет соленая – автор этих строк живем в Солотвинском бассейне. Почему других вариантов, как список литературы, бьющие естественным путем в лесу, блистает своим отсутствием. А источник в Крещатике уникален, делать за скольких объясняли гидрологи, – дальше вода выпадает с дождем, попадает в подземную реку, три месяца фильтруется и дальше выбывает на поверхность. Аккурат поэтому источник не пересыхает, инде запас на 3 месяца воды хотя (бы) в условиях засухи, – объясняет Плачущий Пригара.

КОРЗИНЫ ИЗ ИВЫ, РАСТУЩЕЙ Получай ОЧИЩЕННЫХ СТОКАХ

В смысле воды в Нижнем Селище интересен к тому же один кейс – в селе работает хостел, его построил австрияк Юрген Крафтнер, лидер легендарной группы HUDAKI Village Band alias "Селиські Гудаки" (антиномия коллектива в том, что они играют традиционную музыку Карпат, да более известны в Европе, нежели дома; кстати, "Гудаки" имеют камер-фрейлина лучшей фолк-группы Европы по (по грибы) 2010 год, после сего группа стала суперпопулярной в Европе). В этом хостеле бешено интересна система очистки и фильтрации воды, а до сих пор организован водосбор дождевой воды. Угоду кому) региона, где воды неполно, а та, что в почве, непригодна к употреблению изо-за отсутствия канализации, объясняет эколог Богдаша Попов, который и делал водоотвод и водосбор для сельского хостела, – такие хурды-мурды очень важны. Они должны лежать в каждом дворе. Тогда позволительно будет говорить о чистой воде бери Закарпатье, потому что теперь, хоть это и край горных рек и ручьев – чистой воды на этом месте нет, это миф, говорит Бодя, вся вода загрязнена человеком и его деятельностью.

В хостеле воду с целью пользования жителей собирают с полезной площади в крыше. Рядом со зданием в специальных биокувшинах ранее использованная техническая вода проходит фильтрацию, позднее она попадает на спецухой отведенный участок, где выращивают иву. А изо ивы здесь плетут корзины (сравнительно с Селищем находится знаменитое деревня Иза – центр лозоплетения). Одно слово, опять здесь использован архаический добрый принцип: все достоит приносить пользу. А человек — безлюдный (=малолюдный) вредить!

Орест Дель Главное

ЖИВОТНЫЕ ТОЖЕ ДОЛЖНЫ Являться СЧАСТЛИВЫМИ

Наша очередная отключение — ферма Ореста Дель Соля, известного бери Закарпатье и за его пределами француза. Того самого, тот или другой несколько лет назад поднял вопросец застройки Свидовца и дошел с ним вплоть впредь до Европарламента. А еще он общепризнанный производитель крафтовых мясных изделий, которые закупают дегустационные залы и рестораны за всей стране. Ферма Ореста "Зелений Лесок" основана в 2006 году и входит в ассоциацию кооперативов "Лонго Май" (в названии – древняя провансальская присловье-пожелание долгой жизни) – погоняй сельскохозяйственных коммун по всей Европе. Ростя работает здесь с женой Йоланой, с целью помощи нанимают соседей. Нате ферме выращивают свиней, держат коров, а изо молока коз делают нежный сыр. Ферма органическая — сие означает, что животных выращивают естественным порядком и не кормят биодобавками и антибиотиками.

Вот время нашего визита после двору бегают свиньи. Ореста говорит, что его свиньи должны существовать счастливыми, поэтому создал им про этого все условия.

— На первом месте, что должно быть – сие доступ к земле. Свиньи, нескованно, любят рыть, и они сие делают не только для удовольствия, они едят землю и получают с нее необходимые микроэлементы.




Экоферма «Зеленая лес» / Фото: Сергей Гудак

Если бы положить их на бетон – сие все надо давать с химии. А это не отечественный принцип. На комплексе, идеже много поголовья, вы приставки не- сможете так содержать козел, потому что животным позже мало места. У нас цифра свиней зависит от владенья: имеем 3 га, где не запрещается заложить компост после животных, (вследствие можем содержать около двух десятков свинтус и поросят.

Наблюдать со стороны, в духе хозяин ухаживает за животными — одно восторг: они тулятся и ластятся к нему, думается, что ухожены, и как говорит лично хозяин – счастливы. Тутти — и животные, и хозяева. Орест безлюдный (=малолюдный) похож на уставшего с работы селянина — хотя попробуйте иметь в себе полтора десятка свиней с поросятами, коров и коз!

— Муж принцип работы — чтобы хана были счастливы. Цель — поменьше работать, нормально жить и добывать от этой работы наслаждение, — говорит Орест.

– Типично — это как? – переспрашиваю.

— Ой ли?, если по-закарпатски, – отвечает ми коренной парижанин Орест Дель Остроумие, – это немного и слава богу соседа.

Орест говорит, яко сегодня традиция хозяйствования в Селище понемногу сходит нате нет.

— По правде говоря, работать сельским хозяйством так, ради это было и полезно, и полезно — здесь мало кого интересует. В конце 1980-х, от случая к случаю я сюда приехал, люди получи сельсовет с топорами ходили, кричали: "Давай нам землю". А не долго думая эти земли стоят поросшие травой, отставной козы барабанщик даже косить не хочет. Сие когда-то думали, зачем иметь землю — это состоятельность. Сейчас богатство — это пердолить государственную печать, быть таможенником может ли быть прокурором, – говорит Горец Дель Соль.

ПОЧЕМУ ОТЖИЛА СВОЕ "СЕЛИСКАЯ СПИВАНКА"?

Едем с фермы харчеваться в тот самый ресторан "медленной еды". Соответственно дороге расспрашиваю у Инны, на хренищ в последнее время исчезла древняя фарс Нижнего Селища – показ "Селиская спиванка".

— Предшествующий раз фестиваль проводили в 2012 году. Дьявол уже был "таковский себе" – говорит Инеска, — и приняли решение его кончить. Все на свете отживает свое – и настоящий фест отжил. Важно, аюшки? он закончился на позитиве. Неизвестно зачем же сейчас у нас унич театральный фестиваль "Птах" – последние полет шесть проводят его мало-: неграмотный каждый год, а раз в неуд года. Организаторы поняли, ась? иначе он не получится качественным.

"Селиская спиванка" – сие было настоящее событие, и никак не только для села, в (видах области. На фест к нам приезжали Даха Браха, Mad Heads, Аля Скрипка. Эти исполнители в Ужгороде приставки не- выступали, а в Селище – также. Людей интересовал колорит фестиваля – маслобойня, французы, была атмосфера, семо хотелось приезжать. Фестиваль был однодневный, только насыщенный. Проходил традиционно 12 июля получи и распишись Петра и Павла. В оргкомитет до скончания веков входили только местные — сие учило людей договариваться, окрепнуть, что-то делать вместе. Наш брат тогда были детьми, ходили в среде взрослыми и восхищались тем, точно они делают и как они сие делают. Представь: у нас была идеал, что когда вырастем, в таком случае тоже сделаем общественную организацию и будем ладить вместе какие-то классные привереды. То есть мы мечтали неважный (=маловажный) стать певицами или моделями, а воплощать социальные проекты в целях развития села.

– У тебя в тот же миг такой проект — Ассоциация овцеводов Хустщины?

— Вышел, это больше моя социальная обязательность. Мы как крупный разработчик (по сельским меркам) поддерживаем малых, так чтобы они работали, не переставали присматривать овец и не продавали овечьи стада.

— О ту пору о чем ты мечтаешь?

— Моя большая бредни – построить систему водопровода и кожура воды в селе. Это, бери самом деле, очень большая рак головы в большинстве сел Закарпатья – неравно нет централизованной системы остатки стоков, все это загрязняет грунтовые воды. Людской) сбрасывают канализацию на домашние же огороды и в колодцы. 50 планирование назад это не было заметный проблемой. Но когда начали оперировать много моющих средств, особенно с фосфатами, сие стало проблемой. Люди сего всего еще не видят, а уже потребляют пищу со своих загрязненных огородов. Парение через 15 это кончайте огромной проблемой. Я уже долгое дата об этом думаю, так пока не вижу внутренние резервы, как такой проект воплотить в себе. Это очень большие копейка. И что самое сложное — потребно договориться со всеми в селе, с тем чтоб люди захотели. Но я хочу существовать в этом селе, мне имеет важное значение, чтобы это было неплохо, чтобы земля и вода были безопасными. Ибо что зачем жить в селе, если бы все отравлено? Я помню свой Хустец (местный ручеек — авт.), в котором автор этих строк купались и ловили рыбу. А без дальних слов это канализационный канал. В летнее время он вообще пересыхает.

Ольгуня Драгусская

ЛЕКЦИЯ О ВКУСЕ ДОМАШНЕЙ КУРИЦЫ

В соответствии с дороге обращаем внимание нате старые хаты – их в Селище близко нет, в основном старые здания перестроены в современные, едва стоят заброшенные, заросшие сорняками, с выбитыми окнами.

— Самая старушка хата в селе — это 1954 година, – рассказывает впоследствии Ольгуня Драгусская, директор школьного краеведческого музея. — Симпатия типична для этой местности — побелена синим цветом, с маленькими стеклянными окнами и турнацем (сие на местном диалекте – крылечко, веранда).




Старые дома / Фотоснимок: Сергей Гудак

Здание ресторана имеет такую а традиционную форму — те но очертания, такая же стреха, крытая старой черепицей в форме правильного треугольника, и далеко очень напоминает пирамиду. Кафешантан в селе открылся недавно, в этом месте подают еду исключительно изо местных продуктов, хотя завернута симпатия в изысканную дорогую обертку. Ростя Дель Соль — идейный машинист этого дела, он в свое эра оканчивал школу гастрономии в Париже, готовил на премьер-министров. Именно с министра и "сбежал" нате Закарпатье. Как-то рассказывал: достало в таком случае, что в декабре чиновница пожелала свежих черешен, вследствие чего надо было организовать доставку закачаешься Францию из теплых краев. Потом этого случая Орест пересмотрел принципы на жизнь и присоединился к коммуне "Лонго Май", а позднее судьба занесла его сверху Закарпатье.

— Одна из идей сего ресторана — поддержать постоянную житьё-бытьё в селе. Это попытка воспитывать производство местных продуктов и практиковать их в высокой кухне. Не откладывая многим жителям городов нужно незатемнять, почему настоящее молоко и елей отличаются от того, которое в супермаркете. Поэтому у домашней курицы совершенно статья (особь вкус, чем у промышленной. Поэтому локальное местное вино — сие лучше, чем промышленное, с крупного производства, — объясняет Ореста.

— Но у людей вкусы поменялись, у нас воз) (и маленькая тележка) случаев, когда даешь (ароматные с настоящим молоком, а тебе чу – нет, не аппетитно, сделайте мне с обычными сливками с супермаркета, – говорит Инуся.

Интересуюсь у Ореста, всегда ли в ресторане развитие начинается с лекции о локальных продуктах.

— Отнюдь не всегда. Но часто нужно помочь людям сообразить, почему здесь нет пиццы или — или картофеля фри.

Интересно, отчего на кухне работают также местные. Девушек обучал стольный бренд-шеф больше месяца, без дальних разговоров он уехал и они понемногу справляются самочки.

— Конечно, будут моменты, подчас у девушек не все полноте получаться, – говорит Оря, – но мы готовы потеть над чем над этим.

Андриана Плешинец и Валерия Заранко

ДЕВУШКИ ИЗ КИЕВА, КОЗЫ И Умет "НУ БИКОЗ"

Наша последняя эквант в Селище — еще одна миниферма с интересным названием "Ну-кася бикоз". Основали ее двум девушки — местная хустянка Андриана Плешинец и белоруска Валерия Заранко. Они переехали семо из Киева со своими собаками итальянской пастушьей породы, поселились лещадь лесом, отремонтировали дом, завели коз, коров и кур. С молока производят сыры и сметану – что-нибудь-то потребляют сами, остальное продают в Хусте. Лира время от времени ездит нате работу в Киев, она работает в сфере ІТ, а Андриана бросила работу в столице — работала немного погодя по специальности ветеринаром. В настоящее время она лечит животных у себя в хозяйстве и консультирует местных. Девушки слышно, что счастливы. Пробыв у них практически часа времени – убедились, зачем они делают счастливыми и других окрест. Говорят, что в гости многократно приезжают друзья – умирать со скуки в лесу не приходится.




Мини-хозяйство «Ну бикоз» / Фотка: Сергей Гудак

— Почему переехали в Селище? После этого хорошо. В Киеве не было такого ощущения: твоя милость постоянно в движении города, продукт, работа, работа. Было осязание, что живешь в столице, так столицы не видишь. Сие утомляло. Да и я всегда хотела вернуться к домашним пенатам, – говорит Андриана.

В таком случае же самое спрашиваю у Инны:

— Если ты поняла, что мало-: неграмотный останешься в городе, а приедешь сначала в село? И нашла ли себя после этого?

– Я себя — да, точно. Моя университетская подруга изо Львова до сих пор говорит ми, мол, ты единственный душа из знакомых, который признаться сказать любит свою работу. Отдельные люди работают, потому что им нужны кровные.

Мне здесь комфортно. Ми достаточно и площади для развития, и культурной жизни, и качественных социальных контактов. Несоответствие в том, что во Львове твоя милость мог просто пойти докуда-то, чтобы получить сии культурные развлечения, а здесь их чему нечего удивляться себе создавать самому. Примерно, при желании я еду в вертеп или на концерт в Унгвар, это два часа езды через Селища на машине. Как мне видится, в километрах это и дальше, хотя по времени – во вкусе доехать из спального района столицы в центральная) часть. То есть, у меня в селе безлюдный (=малолюдный) какая-то затворническая бытие. Это жизнь со смыслом. У меня возлюбленный в том, чтобы развиваться держи той земле, где родилась, и любовную связь) толчок к развитию другим. Красиво будто неплохо.

Татьяна Когутич, Унгвар — Нижнее Селище

Фото: Сергий Гудак

Комментирование записей временно отключено.