Юлия Гaб, выпускницa Кellogg School of Management и London Business School, сдeлaлa прeкрaсную мeждунaрoдную кaрьeру: рaзвивaлa пoртфeль Philip Morris International в Лaтинскoй Aмeрикe, рaбoтaлa нaд oптимизaциeй стрaтeгии кoмпaнии в Кoлумбии, былa члeнoм глoбaльнoй мaркeтинг-кoмaнды Marlboro. Oднaкo зaxoтeлa пoпрoбoвaть нa вкус прeдпринимaтeльствo кaк стиль жизни и ужe нeскoлькo лeт трeнируeт глoбaльныe бизнeсы в рaзныx юрисдикцияx и прeпoдaeт нa Executive MBA-прoгрaммax унивeрситeтa КРOК (BSK).
С нaчaлa сентября Юлия присоединилась в качестве одного из восьми лекторов к проекту «Нова пошта Business School» и 7-часовым спецкурсом «Маркетинг до старта» открывает работу передвижной школы для предпринимателей. Позади работа с владельцами малых и средних компаний Одессы и Львова, впереди — Днепр и Харьков. Целевая аудитория BSK и «Нова пошта Business School» — те, кого называют «кровью экономики».
Юля, после многих лет работы на корпорацию теперь ты практически половину своего времени инвестируешь в работу с МСБ . Почему возник интерес к этой аудитории?
Он родился после интервью, которое я увидела по телевизору в 2011 году. Журналистка спросила автора Налогового кодекса, почему он настолько не расположен к МСБ. В ответ он очень невежливо и покровительственно сказал примерно следующее: «Девушка, учите матчасть: украинская экономика зависит от больших бизнесов, им мы и будем помогать». И вот этот момент стал в определенной степени переломным. Мне не чужда сфера экономики и финансов, поэтому понимаю, что в здоровых экономиках все совсем наоборот. Тогда я ощутила волну злости, негодования, расстройства и решимости менять статус-кво. Но возможность поработать с этим вплотную представилась после Майдана. И начала я с бизнес-школы, которая целится именно в этот сегмент студентов — BSK. И уже здесь, делая небольшие тренинговые группы, всегда даю несколько часов своего времени бесплатно.
Какие твои открытия в общении с этим сегментом потребителей? Есть разница между севером и югом и в чем особенность в обучении корпоративного сегмента и среднего бизнеса?
МСБ не хватает функциональных знаний. То, что белые воротнички международных компаний щелкают как орешки, для МСБ — терра инкогнита. Например, для многих людей в модулях «Нова пошта Business School» в Одессе и Львове стало открытием, что нужно считать емкость рынка. Большинство из них не задумывались о своем позиционировании и слыхом не слыхали о SWOT. Но предпринимателям свойственна природная смышленость и скорость принятия решений. В ходе обучения они быстрее отвечают на вопросы, нежели профи из корпоративного сектора. В больших компаниях случается паралич от анализа — не у всех, но это есть.
Твой курс «Маркетинг до старта» в рамках вышеназванного регионального образовательного проекта длится всего один день. Действительно ли можно успеть пробудить аудиторию, заполнить пробелы в бизнес-знаниях, и есть ли в этом необходимость?
Я начала работу с группой со сбора анкет, замеряющих ожидания, с которыми предприниматели приходят в школу. Вопрос «Какие мои ожидания от курса?» остается без внятного ответа, обычно пишут: «Что-то надо, но не знаю что». Но после восьми часов интенсива вся группа сдвигается в индикаторах собственной маркетинг-просвещенности, их самооценка повышается (мы замеряем самооценку ориентации в дисциплине по нескольким критериям до старта занятия и после окончания).
Обработанные анкеты показывают, что предприниматели начинают оперировать такими понятиями, как «позиционирование», «емкость рынка», «клиентоцентричность».
Люди очень хваткие, я уверена, что у них все получится. Некоторые со мной уже списались и спросили, как, например, тот или иной инструмент работает в рамках B2B. Группу не надо было раскачивать, они более голодны к знаниям и интерактиву, чем в столице.
Огромная ценность «Нова пошта Business School» в том, что проект развивает страну, одновременно обучая сразу несколько регионов. Такие проекты нужны и Виннице, и Полтаве, и Чернигову — не только городам-миллионникам. Хотя в нашей львовской группе есть студенты из Луцка и Черновцов, а в одесской — из Киева.
Что бы тебе хотелось привнести в корпоративную жизнь из предпринимательской? Мы отдаем себе отчет в том, что многие бизнесы акцентируют внимание на entrepreneurship, но интересно твое мнение после непосредственного контакта с 200 носителями «гена предпринимательства».
Готовность и умение оперировать в условиях перманентной неопределенности. Находясь под огромным прессингом (социальным, экономическим, государственным, налоговым), предприниматели научились воспринимать подвижность и «верчение» в качестве нормального состояния. Для многих больших корпораций с раздутыми бюджетами это невозможно. От этого у них часто появляется замедленность действий, неспособность работать вне шаблона и пр. Все больше крупных компаний осознают эту угрозу и пытаются меняться. Но только добавлением в список корпоративных ценностей слова «предпринимательство» такую задачу не решить. Нужна недюжинная воля руководства, слаженная команда топов и искренняя готовность к изменениям. Мне выпала честь поработать с рядом компаний, которые это осознают и уверенно двигаются к цели, но я видела и другие примеры, где желание внедрить «ген предпринимательства» в устоявшуюся структуру носит больше декларативный характер.
А почему ты стала предпринимателем?
Уровень желаемой свободы внутри пробился. Мне перестало быть интересно в корпоративном мире. Менять компанию не было смысла: после того как ты поработал с Marlboro на глобальном уровне, тебя сложно чем-то удивить и мотивировать. Хотя я не исключаю возможности, что однажды вернусь обратно в корпоративный мир, что ресурсы могут исчерпаться (эмоционально-интеллектуальные — те, которыми особенно хочется делиться).