Вы здесь: Главная > Статьи > Тайны Галичиной могилы, или кто основал Галич

Тайны Галичиной могилы, или кто основал Галич

Зaгaдoчнaя лoдкa и пoгрeбaльный сaркoфaг Ярoслaвa Oсмoмыслa

Гaлич впoлнe зaслужeннo считaют oдним с истoричeскиx и дуxoвныx цeнтрoв Укрaины. Сюдa чaстo нaвeдывaются укрaинскиe пaлoмники и туристы, кoтoрыe xoтят узнaть, ктo ты да я и oт кoгo прoисxoдим. Нa сeгoдня нa тeрритoрии Прикaрпaтья извeстнo бoлee 200 кургaнoв и aрxeoлoгичeскиx культур, oдин с ниx — «Гaличинa мoгилa». Имeннo вoзлe нee, нa Крылoсскoй гoрe, пoзжe и oбрaзoвaлся Княжeский Гaлич.

БOEВЫE ТOПOРЫ ЗAГAДOЧНOЙ ЛOДКИ

Исслeдoвaния Гaличa нaчaлись eщe в XIX вeкe. Тoгдa свящeнник сeлa Зaлуквa, кoтoрoe нaxoдится вoзлe Гaличa, oтeц Лeв Лaврeцкий oбнaружил фундaмeнт нeскoлькиx цeрквeй княжeскoгo пeриoдa.

«Учeныe нaчaли aктивнo изучaть лeтoписныe истoчники oб истoрии Гaлицкoгo княжeствa, в кoтoрыx, в чaстнoсти, упoминaeтся «Гaличинa мoгилa». В дрeвниx тeкстax лeтoписeц oбeщaeт рaсскaзaть и o нaчaлe Гaличa, и eгo oснoвaтeлe, кoтoрый мoг браться погребен в той могиле, так своего обещания не выполнил. Дерьмовый детальной информации там безграмотный было», – рассказывает краевед, заведчица отделом археологии Ивано-Франковского краеведческого музея Мася Вуянко.

По ее словам, сие побудило исследователей к активным поискам Галичиной могилы середи многих курганов в окрестностях Галича. Просто так они пришли к выводу, почему "Галичина могила" — сие одинокая высокая насыпь в селе Крылос, в холм Качков, которое до этих пор остается незастроенным.

Первым Галичину могилу исследовал Федор Земенецкий в 1883 году. Дьявол заложил там две перекрестные траншеи, только его раскопки были безуспешными. Так-таки исследователь был уверен, аюшки? Галичина могила, которая таит ответы для многие вопросы, именно на этом месте. Безрезультатными оказались исследования и Иосифа Пеленского, что раскопал курган в 1911 году. В 1934-м Галичину могилу исследовал малоросский археолог Ярослав Пастернак, же захоронения здесь тоже мало-: неграмотный обнаружил.

«Удача улыбнулась лишь только Галицкой славяно-русской экспедиции Института археологии НАН Украины перед руководством Владимира Барана в 1991 году. Древнерусский фаланга тогда возглавлял заведующий отделом археологии Ивано-Франковского краеведческого музея Данный богами Томенчук. Когда археологи дошли поперед подошвы кургана, то обнаружили форма почвы, отличавшиеся от поверхности Поместья. Исследовав этот слой почвы, исследователи наткнулись нате обугленные остатки деревянной лодки», – отмечает Марюша Вуянко.

Конечно, от времени деревцо, из которого была сделана гондола, сгнило, но ученым посчастливилось ее идентифицировать. Длина лодки достигала 3,5 м, масштабность – 2,4 м. Ее вестибюль часть была суженной, да самым интересным оказалось в таком случае, что наполняло древнее расшива.

«В носовой части лодки нашли три боевых топора, колючка дротика, наконечники стрел, первоочередной нож и остатки золотой фольги. Симпатия была слишком тонкой и почитай слилась с землей. Ученые исследовали, почему это остатки боевого щита диаметром 42,6 см. Ясный, он был деревянным и покрытым чисто-з фольгой. Ученые убеждены, зачем этот щит принадлежал неважный (=маловажный) рядовому воину, а знатному военачальнику», – говорит Маня Вуянко.

Она показывает в экспозиции краеведческого музея топор и крепление к рулевому веслу, которое равным образом удалось найти ученым в загадочной лодке. Тем не менее, никакого погребения в ней, по образу и под ней, не было.

«В области мнению ученых, найденные в лодке скарб датируются серединой Х века. Исследователи пришли к выводу, фигли это был кенотаф (символическая яма без человеческих останков – авт.) знатного военачальника, князя. Вероятнее лишь, что князь погиб в бою, а получи месте, где он проживал возможно ли княжил, насыпали символическую могилу. Такое изображение было нередким тогда.

Какую функцию выполняли такие курганы? Напере всего, символическую, потому как будто это была могила чтобы чествования памяти. Однако получи них совершались и различные ритуалы, тогда собирали вече. В дохристианские эра князь выполнял роль жреца, военачальника и курс, а следовательно, сосредоточивал всю правительство в своих руках», – говорит краевед.

ХОРВАТСКИЙ Принчипе

Исследования Галичиной могилы стали огромным научным успехом. Они помогли ученым зафиксировать ответы на ряд проблемных вопросов.

«Автор всегда ищем, от кого происходим, какова наша технография, откуда все начиналось. Термин города «Киев» происходит ото имени князя Кия, «Лемберг» – от Льва, «Город королей» – от Крака. Не , что название "Галичина кенотаф" происходит от имени основателя города Галич. Похоронный обряд в Галичиной могиле имеет характерные признаки варяжского дружинного погребального обряда, а безграмотный восточнославянского. На это указывает присутствие лодки и набора оружия. Ученые провели параллели и выяснили, как будто названия «Галич», «Галичина вечное успокоение» созвучны со словами «гайв», «галга», «гал», «гаилз», чего переводится как «конец», «страдание», «взгорок», «гора», «единоборец», «смелый». Поэтому, вероятнее всего ((и) делов, что основателем этих земель был хорватский князишка скандинавского происхождения», – объясняет Маня Вуянко.

Она отметила, что-то ученым посчастливилось найти узорница, которой была покрыта плоскодонка. Именно так, говорит изучательница, тогда покрывали погибших воинов, а спустя некоторое время и павших козаков.

«До сей поры Михаил Грушевский предполагал, а именно в Галичиной могиле был способным бы быть погребен кнез, основавший Галич. Его слава должно быть Галич, Гал аль Галица», – говорит завотделом краеведческого музея.

Пока еще одна версия, добавляет возлюбленная, связывает название «Галич» с залежами соли, благодаря тому что что «гальс» с греческого означает «остроумие». А эти земли давно славились соляными источниками.

Вроде бы там ни было, однако после исследования Галичиной могилы – горка возле Галича снова насыпали с соблюдением конфигурация его исторической версии. Безотлагательно там действует музей, в котором туристы могут углядеть воссозданную в натуральную величину лодку и ритуальное доспехи. Правда, все найденные артефакты, утверждает Горькая Вуянко, хранятся в краеведческом музее Ивано-Франковска.

«Сейчас активных раскопок там кого и след простыл. Галич локализован и достаточно чудно изучен, а на территории области трескать (за (в) обе щеки) много памятников, которые требуют археологического исследования. Фактически археология — это бесконечная дело, которая каждый раз дарит новые открытия», — отмечает Манюха Вуянко.

САРКОФАГ ЯРОСЛАВА ОСМОМЫСЛА

Вот-вот такой подарок в 1937 году презентовал миру археолог Славуся Пастернак, который после поисков Галичиной могилы приставки не- остановился и через три годы продолжил свои исследования. Коли уж на то пошло археологам еще было хоть волком вой сказать, где был администрация княжеского Галича. Ученые находили памятники периода Галицкого княжества, только точного местонахождения фундаментов его главного собора ещё раз никто не знал. Ярославу Пастернаку посчастливилось найти не только фундаменты Успенского собора, только и захоронение Ярослава Осмомысла (король из династии Рюриковичей – авт.)

«Одним с первых и известных Галицких князей был Владимирко Володарович. Следом его смерти княжеский бильярд занял его сын Славуня Осмомысл. Именно он построил всевластный Успенский собор. Когда дайме умирает, его хоронят в этом соборе в саркофаге. Знаем, ась? именно Ярослава Осмомысла считают самым могущественным галицким князем, каковой едва ли не превыше всех увеличил свое государство. Он основал собственную библиотеку и вследствие своей мудрости и отваге снискал большое обожание в мире. С ним считались таким (образом, как с Киевским князем, в равных», – рассказывает Машутка Вуянко и добавляет, что гроб, который является еще одним ценным артефактом краеведческого музея, относят к ХІІ веку.

Возлюбленная отмечает, что в саркофаге, в котором был похоронен Славуня Осмомысл, не хватает небольшого фрагмента века.

«В таком поврежденном виде Славуся Пастернак и нашел этот рака, который, очевидно, был уже ограблен. Там остался узел, однако никаких атрибутов княжеской иначе военной власти в саркофаге никак не было. Найденные останки Поручейник забрал на исследование закачаешься Львов. С тех пор их считали пропавшими. Один в начале 1990-х годов, подчас проводили реконструкцию в крипте Собора Святого Юра, инуде нашли деревянный ящик с человеческими костями. Подле них было письмо Ярослава Пастернака, в котором археолог утверждал, фигли эти останки были найдены в саркофаге Успенского собора и принадлежат Ярославу Осмомыслу», – говорит краевед.

По сей день свои утверждения Пастернак основывал держи собственной исследовательской работе. Сделано позже наш современник и рудокоп Сергей Горбенко вернулся к находкам Пастернака и снова-здорово взялся за изучение костяка изо саркофага. Ученый подтвердил, будто они действительно принадлежат Ярославу Осмомыслу. Вдоль найденному в саркофаге черепу образованный даже воссоздал образ Осмомысла.

«Киевских князей того времени хоронили в мраморных саркофагах, с орнаментами и инкрустацией. Ярославка Осмомысл был похоронен в саркофаге, вырезанном изо обычного белого камня. Реально, в этом была заложена княжеская башковитость», – предполагает Машаня Вуянко и добавляет, что наши деды так могли демонстрировать, который заслуги надо не вмуровывать в саркофаги, а брать их для государства и своей поместья при жизни. Так, чисто это делали в Княжеском Галиче, тот или иной с начала XII века и на протяжении многих полет считали столицей одного с самых могущественных государств таблица.

Ирина Дружук, Ивано-Франковск

Комментирование записей временно отключено.