Вы здесь: Главная > Статьи > В гостях у ромов: Платья на вес золота

В гостях у ромов: Платья на вес золота

O мoдe и трaдицияx жeнщин изо тaбoрa сaмыx бoгaтыx рoмoв Укрaины

Нa Зaкaрпaтьe мнoгo рoмoв. Пo срaвнeнию с другими рeгиoнaми стрaны – бoльшe всeгo: здeсь прoживaeт бoлee 100 тысяч прeдстaвитeлeй этoй нaциoнaльнoсти. Кoмпaктныe пoсeлeния, сиречь тaбoры, eсть в кaждoм гoрoдe alias рaйoнe. Нo срeди всex выдeляются пoдвинoгрaдoвскиe и кoрoлeвскиe. Кoрoлeвo и Пoдвинoгрaдoв — сeлa Винoгрaдoвскoгo рaйoнa пoд румынскoй грaницeй, в пoдвинoгрaдoвскoм пoсeлeнии прoживaeт 3 тысячи рoмoв.

Выдeляются прeждe всeгo oдeждoй: ваш брат никoгдa нe увидитe здeсь жeнщину в джинсax может ли быть спoртивныx штaнax – oни всeгдa в цвeтныx пышныx плaтьяx, oбшитыx лeнтaми, пaйeткaми может ли быть стрaзaми. Тучныe или миниaтюрныe, жeнщины в этиx плaтьяx всeгдa выдeляются в тoлпe. Кoгдa oни идут пo улицe и нa юбкax пoкaчивaются сии сoтни склaдoк-вoлн – этo прoстo зaвoрaживaeт! Допустим и всeгдa интeрeснo: пoчeму этиx жeнщин нe кaсaeтся прoгрeсс и oни нe пeрeoдeвaются в сoврeмeнную oдeжду, a xoдят в трaдициoннoй?

ЧУЖAКOВ ЗДEСЬ НE ЛЮБЯТ

Нa дняx прeдстaвилaсь вoзмoжнoсть oб этoм узнaть. Нaм удaлoсь пoпaсть в Пoдвинoгрaдoв, гдe oбщeствeнный aктивист Дaвид Бoгaр рaсскaзaл o трaдициoннoй oдeждe мeстныx рoмoв. Oкaзывaeтся, тaкиx дeйствитeльнo бoльшe нeт в Укрaинe, дa и срeди зaрубeжныx рoмoв oни выдeляются придирчивoстью и увaжeниeм к трaдициям. Жeнщины и иx плaтья тогда дeйствитeльнo – нa вeс зoлoтa (и в тoм смыслe, чтo oчeнь дoрoгиe – цена измеряется в тысячах долларов, и в томик, что именно женщины передают устои рода).

В подвиноградовское поселение ромов попасть замысловато, об этом на Закарпатье знает отдельный журналист – впрочем, отдельный бы хотел побывать тут. Ant. там и привезти репортаж. Дело в томище, что Подвиноградовское поселение знакомо как "закарпатская Конча-Заспа", в этом месте живут самые богатые ромы Украины: взрослые имения, комнаты которых облицованы белым мрамором и позолотой, дворы с ландшафтным дизайном и фонтанами… Действительно, людей интересует этот мысль: откуда у ромов, которых согласно стереотипу у нас считают бедными, такое полк!

Но ведь в Украине ноль без палочки не любит, когда его спрашивают об источнике доходов, отнюдь не так ли? Не любят и подвиноградовские ромы – благодаря тому приходится некоторое время удостоверять юриста, председателя местного правового центра для того ромов и благотворительного фонда "Ромы Виноградовского района" Давида Богара (соразмерно, представителя одного из древних и уважаемых родов в поселении) помочь нам засобачить репортаж в Подвиноградове.

Давид Богар

Именно, цепляюсь за его фразу: "У нас человек не любят, когда их расспрашивают о домах и драгоценный мебели, поэтому будет горько найти кого-нибудь, кто такой бы вас захотел взять, ну, разве что я вас покажу платье моей жены и дочери и расскажу о них". Бесцельно мы и оказались в Подвиноградове.

"ПРОХОДИТЕ, Ты да я ПРИГОТОВИЛИ ДЛЯ ВАС ВЫСТАВКУ!"

Приезжаем в сселение утром. На улицах опять немного людей, дети доедают близкие завтраки и не высыпали толпами сверху улицы. Кое-где у ворот получай стульчиках сидят женщины — в широких юбках, о которых ми так хочется узнать боле. Немного погодя увижу девочек, которые держат после руку малышей, — в свою очередь в широких юбках в складку. Удивляюсь вперед (я все-таки считала, какими судьбами это – парадная фелонь и дома ее не носят). Точно оказалось, нет. Это и домашняя амазонка тоже – такие но пышные большие юбки (неужто что не так непроницаемо расшитые блестками и лентами) носят и у себя, в них готовят еду и занимаются детьми.

В имении Давида Богара нас встречает его (подруга Катя. Знакомимся, говорю в шутку, точно приехали делать репортаж о ее и дочерином гардеробе.

— А, ладно, проходите, мы для вы приготовили выставку, – говорит невеста женщина и проводит в дом угоду кому) гостей.

Заходим. Здесь, внутри мрамора и позолоты, нас без сомнения ждет выставка платьев. Манекены сверху подставках, расположенные полукругом, возьми них — десяток платьев Кати и ее старшей дочери, которую зовут Инфанта. Кате 25 лет, Принцессе – 11. Тогда принято, что девочки беспредельно рано выходят замуж, вследствие этого для нее самое продолжительность собирать приданое.

По дороге Катя успевает раззвонить, что это праздничные платья, их надевают получай свадьбы, крестины или юбилеи. Иногда так, что на одном праздновании царица 2) -ка: хозяйка успевает сменить и два наряда — затем чтоб успеть все свое есть такое дело показать другим.

Для них с дочкой сии платья шили на запрещение в киевском ателье. Фасоны, фрез, отделку, как правило, ромки придумывают самочки – идеи ищут в Интернете.

А чисто домашние платья шьют нетрад либо у местных мастериц, либо в Виноградове. Самочки юбки можно пошить сиречь купить на местном базаре, а уж обшивать их лентами иль пайетками-стразами – у знакомой швеи иначе самой вручную.

Так а и уход за платьями требует придирчивости. Устранять это все можно просто-напросто вручную, и самой же случается пришивать, если отделка идеже-то зацепится и оторвется.

Спустя несколько минут приходит Давидка Богар, мы начинаем разговорец, а Катя идет готовить душистые) зерна и чай, и как бы посередке прочим говорит, что, перемычка, пойду переоденусь из домашнего.

"ХОЧУ Заронить семя МУЗЕЙ РОМСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Да мы с тобой начинаем разговор, собственно, с того, что-что у Давида Богара есть образ создать музей традиционной ромской одежды – тут. Ant. там, в Подвиноградове, или в городе Виноградов.

— Когда бы Министерство культуры посодействовало нам, наша сестра могли бы создать музеум ромской культуры. Я сам предоставил бы экспонаты с целью него — эти же платья. В) такой степени ромы становились бы сильнее открытыми, и о нас люди знали бы вдобавок как о народе, у которого вкушать своя культура, которую дьявол сохраняет и продолжает традиции, – говорит Давидка Богар. — Мы готовы предоставить в распоряжение материалы и содействовать наполнению музея, я бы и самоуправно выделил помещение. Готов с душой в сие вложиться.

Почему это увлекательно? Ромская нация очень древняя, все же наши давние традиции, да мы с тобой видим, угасают на глазах. Посмотрите: на днях из всех ромов Закарпатья, а таборы числом всей области, только в Подвиноградове и Королево ромские женская половина человечества еще носят традиционную одежду. Бери всех остальных территориях — поуже давно нет. Перестали до сего часа в 50-х годах прошлого столетия. И сие печально.

Именно поэтому нам (страсть важно это сохранить. Видишь мне это очень много значит!

"ПРЕДСТАВЬТЕ, КАК Возьми СОБЕСЕДОВАНИЕ ПРИХОДИТ РОМКА В Пеньюар!"

Интересуюсь, как но так получилось, что здешние ромы – единственные, который сохранил традицию так наряжаться?

— Дело в прогрессе и процессе интеграции ромов – видишь все из-за него и угасает, — отвечает Видя Богар. — Дело в томишко, что эти традиции, что ценности, не каждый понимает. Безграмотный то что вне ромской общины, только даже сами ромы!

Я самолично занимаюсь интеграцией ромов, общественная давалка организация, правовой центр, которые я возглавляю, содействуют этому. Хотя мы стараемся так объединить ромов в общество, чтобы сии ценности не потерялись. (для того все было на своих местах – и в надежде работа была, и традиции сохранялись равным образом.

Два года назад в первый раз удалось устроить на официальную работу женщину изо поселка – на консервный заводишко в Нежине.

— Ого, так за версту! Неужели здесь, дома, что-то около трудно найти работу?

— Ее вовек трудно найти ромам. А в случае с женщинами наша сестра сталкиваемся еще и с дискриминацией: ультрасовременный работодатель не очень хочет, затем) чтоб(ы) женщины работали у них в традиционных платьях. Беспричинно вот, с директором того завода да мы с тобой договорились, что женщина пора и честь знать приходить на территорию в костюм, а уже в самом цеху менять гардероб.

Факт, что ее приняли, – чудо) как важен. Потому что, при случае к тебе на собеседование заходит такая тетя в широком платье до поместья – у тебя сразу тысяча мыслей: т. е. она собирается выполнять работу? Благодаря этому да, на работу нашим женщинам подлинно трудно устроиться, – говорит Давидок Богар.

ДЕД ИГНАТ, "ШПОРЫ" И Период РОМСКОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Впрочем, значительное множество. Ant. меньшинство женщин подвиноградовских ромов малограмотный ходят на работу. Они занимаются детьми (семьи на этом месте традиционно многодетные) и домом. Работают мужской пол – преимущественно на заработках: ездят бери несколько месяцев в Россию, строят и облицовывают имения в недрах.

Давид говорит, что в поселении (ромы в Подвиноградове живут поуже больше 300 лет, сие одно из самых древних получи и распишись Закарпатье ромских поселений) мало-: неграмотный принято быть бедным. Кто именно работает — заработает себе и сверху хороший дом, и на перемена (платья) жене и дочкам.

— Когда-ведь и в Подвиноградове ромы были бедными, они продавали фабрикаты из жести (трубы чтобы водостока, дека) в украинских другими словами мадьярских селах. Но в таком случае были очень небольшие заработки. Собственно говоря, дал начало благосостоянию в селе моего дед Игнат после Первой планетарный. Он научил наших ромов сооружать "шпоры" (железные печи – авт.). На этом месте поблизости всегда были в селах теплицы, (человеческое начали покупать у наших ромов тетка шпоры – так и началась век благосостояния. Один шпор продавали из-за 50 рублей – сие были на то миг хорошие деньги. Ну, а впоследствии начались заработки. Сейчас у людей домашние бизнесы — у меня, например, один или два магазинов, а еще предприятие, получи котором изготавливают гипсовые колонны и разный декор для интерьера.

"У Вы МОДА НА БРЕНДЫ, А У НАС СВОЯ, РОМСКАЯ"

К концу в зал возвращаются празднично одетая Катя и ее дочери: старшая Гений чистой красоты и младшая Софийка, ей пяточек. Заходят также мальчики — старшему бери вид лет 6, меньшему двоечка. У Кати всего пятеро детей.

Пошлепали рассматривать коллекцию платьев.

Рассказывает Додя, его девочки молча кивают бери слова мужа и отца, улыбаются. Дьявол показывает платья. Говорит, почему это все выходная убранство старшей дочери и жены – такие наряды девочки начинают перемещать, когда им исполняется 7 полет. С этого времени родители начинают запасать(ся) такой гардероб и для них, малограмотный только для жены. Додя рассказывает, что дома сии платья негде складывать в шкафах, интересах нас на выставку отобрали соль земли и самые дорогие.

— Все сии вещи шили на запрет в Киеве, в студии бальных платьев, с теми швеями я давно сотрудничаем. Это до сего времени ручная работа. Здесь кушать платья новые, модные, а поглощать традиционные, – рассказывает Дава Богар.

Он объясняет, что такое? традиционные они прежде не (более по крою. То глотать, низ из задней юбки и своеобразного фартука-запаски впереди и блуза с рукавами. Это ведь костюм-тройка: низ, фордек и фартук.

— Еще должен толкать(ся) платок?

— Необязательно, это ранее как женщина захочет. У нас пусть даже в церковь не требуют приносить платки, – говорит Любимый Богар.

Хотя на улице замечаю, чисто женщины старше 40 планирование все в платках, те, кто такой моложе и девочки — в основном простоволосые.

Спрашиваю у Принцессы, какое изо этих платьев ее любимое. Большунья показывает на белое с красными вставками и конфузливо улыбается.

— О, — говорит Богар, — сие платье в свое время произвело непритворный фурор среди местных женщин! Сие новый фасон, оно имеет вставки с меха белой норки – такого вплоть до сих пор здесь пока ни у кого не было!

Спрашиваю, т. е. такую красоту оценивают мужской элемент. Не секрет, что дамское сословие хорошо одеваются и для того, с тем чтобы привлечь их внимание.

— У вы в обществе мужчины реагируют сверху бренды – Дольче Габана дальше, или Валентино поражают. А у нас своя манера. Мы по платью параллельно видим: оооо!

— В смысле – хорошая барышня?

— Или ее отец. Либо муж. То есть, у них хорошо денег, чтобы дочь alias жена выглядели как только и остается лучше.

— Вам как отцу и мужу, поди (уж), приходится тоже справляться – в платья для своей жены и дочери?

Давидка улыбается.

– Я справляюсь, — отвечает в двух словах.

— А вот если, например, ваша Инфанта захочет учиться, пойдет в колледж, а засим все девушки ходят в джинсах и футболках…

— Во если захочет, то пора и совесть знать ходить в университет — но в пеньюар. Она ромка и должна себя покровительствовать. Она не должна сего отрицать. Я такая, какая (за)грызть, и принимайте меня такой. И сие не плохо, чтобы вам понимали! Просто нужно рушить эти стереотипы, что ромы – сие какая-то низшая язык, воруют, не хотят корпеть… Нет, у нас уминать своя культура и традиции. И я  гордимся этим. Сие ромская мода — а почему бы и блистает своим отсутствием? Это же наша шовинизм на самом деле.

— В поэтому мне и интересно дуть мозги ромскую культуру, — подчеркивает Дава Богар. — Это было бы увлекательно и для самих ромов, всего бы они не сторонились своего, безлюдный (=малолюдный) стеснялись и продолжали ромские устои. Ведь мир становится прекрасным, когда-нибудь в нем есть разные семя и разные традиции, они открыты и делятся кто с кем (друзья с другом, и мы живем миролюбиво вместе в нашем крае.

Татиана Когутич, Ужгород — Подвиноградов

Позитив Сергея Гудака

Комментирование записей временно отключено.