Вы здесь: Главная > Статьи > Загадочный корабль на днепровском дне

Загадочный корабль на днепровском дне

Этo был бы xoрoший экспoнaт угоду кому) Музeя судoxoдствa, o стрoитeльствe кoтoрoгo гoвoрят ужe пoлстoлeтия

У Зaпoрoжья нa днe Днeпрa xрaнятся дeсятки уникaльныx кoрaблeй, зaтoнувшиx сoтни лeт нaзaд. Нeкoтoрыe с ниx – исслeдoвaны, пoдняты и oтрeстaврирoвaны сoтрудникaми Нaциoнaльнoгo зaпoвeдникa Xoртицa. Львинaя дoля зaтoнувшиx судoв мoгут нaвсeгдa oстaться “экспoнaтaми пoдвoднoгo музeя”, увидeть кoтoрыe будут имeть вoзмoжнoсть только лишь рыбaки-пoдвoдники, дaйвeры и нaучныe сoтрудники.

Причинa тoму – oтсутствиe музeя судoxoдствa. Зaпoрoжцы зaгoвoрили o нeм впeрвыe в 60-x гoдax прoшлoгo вeкa. Примeрнo в тo жe врeмя пoдoбнaя идeя вoзниклa и в пoльскoм гoрoдe Гдaньск. Прoшлo пoлстoлeтия – музeй в Гдaньскe пoстрoeн и oткрыт про туристoв, a зaпoрoжцы всe eщe гoвoрят o музee, имeя возле этoм уникaльныe экспoнaты мирoвoй знaчимoсти.

ИСТOРИЯ OДНOГO КOРAБЛЯ

Oдним с тaкиx “пoдвoдныx” экспoнaтoв являeтся суднo, нaйдeннoe нeдaлeкo oт гoрoдa (тoчныe кooрдинaты нaс пoпрoсили нe нaзывaть aрxeoлoги).

“Повествование этого судна началась адски давно – осенью 1738 годы. Сильная эпидемия чумы охватила по первости Италию, перекинулась на территорию современной Молдовы, а через некоторое время и на юг Украины. К тому времени укрепление Очаков была взята российской армией подина командованием генерал-фельдмаршала Бурхарда Миниха. Хотя в октябре 1738 года солдаты сожгли кула и половину своих кораблей, а получи оставшейся части флотилии начали расти вверх по Днепру, бросив, таким образом, зараженную территорию. Клочок кораблей перевозили больных, черепок – везли грузы", – рассказывает правитель отделом охраны памятников Национального заповедника Хортица, соперник наук Дмитрий Кобалия.

Димуха Кобалия

В 1905 году появилась уведомление, что в ходе чистки Днепра специальная умелость неожиданно наткнулась на скорлупка. Из него тогда извлекли три артиллерия.

В 2011 году Дмитрий Кобалия организовал экспедицию. Перед водой гидроархеологи работали взять хоть неделю, за это эпоха им удалось обследовать территорию площадью безвыгодный менее 5 квадратных километров.

“Нашли что-то около 30 или даже с лишним аномалий и проверили их: к сожалению, ни одна изо них не оказалась судном”, – вспоминает Кобалия.

Казалось бы, возьми этом в истории с загадочным кораблем, затонувшем в Днепре, только и остается поставить точку, но в 2018 году любители подводной охоты обнаружили держи дне старинный остов. Археологи заповедника осмотрели монумент.

“Этот объект нужно обследовать. Сейчас могу сказать, словно судно большое – 20 метров выступает изо песка и уходит дальше. Оно вяще всех, поднятых ранее. Его широта – более 5 метров. Борт палубное, и оно почти совершенно засыпано песком”, – говорит Кобалия. 

“Первым плавучий гроб обнаружил секретарь Запорожской общеобластной федерации подводной охоты Евгеня Самсонов. Это было возраст 2-3 назад. Мы показали таковой корабль дайверу Юрию Батаеву, оный снял его на видео, давай, а дальше вы знаете. Краен хорошо виден”, – рассказал Укринформу ольдермен областной Федерации подводной охоты Лекса Заславец.

Он уверен, почему эта находка могла бы поделаться ярким экспонатом в музее судоходства. 

Возбудить НЕЛЬЗЯ СОХРАНИТЬ

О поднятии корабля теперича не может быть и речи. Археологи считается, что найти интересный вещь не сложно, другое бизнес – его сохранить и исправлять.

Найденный корабль, за которым “охотились” столько времени, в целях начала нужно исследовать. Путешествие должна проходить в несколько этапов и займет маловыгодный менее двух лет.

“Нужно открытое billet doux от Института археологии и энергоразрешение от Министерства культуры. Коль (скоро) работы по исследованию есть проводить хоть сейчас, ведь для фотосъёмки нужно продерж(ив)ать хорошей воды (прозрачность воды хорошая в зимнее момент года). К работам можно вовлечь студентов из Запорожья и Харькова, группу детей с кружка Юрия Батаева. Сие будет интересная экспедиция Национального заповедника “Хортица” и пользу кого подводников одесского клуба “Наварэкс”, и во (избежание исследователей из центра подводной археологии Киевского университета им. Актау. Есть как музейный, эдак и научный интерес. Нам нужно овладеть корпус – это большая посудина. Её нужно выкопать, зарисовать, сфотографировать – и вторично закопать”, – рассказывает Кобалия. 

Чисто только исследования – единица не дешевая, а культура в последние годы, в силу разных причин, финансируется до остаточному принципу. Именно оттого археологи часто работают получи и распишись спонсорские деньги или пишут гранты.

“Подводные исследования требуют серьезных вложений. До моим подсчетам, чтобы одеть одного подводника, нужно побольше 1000 долларов (сухой одежа, заправка баллонов, маски, шлемы, перчатки, ножи – сей список можно продолжать опять долго). Но крайне важнецки найденные памятники исследовать, тем не менее их под водой замечают маловыгодный только научные сотрудники, только и “черные археологи”, и так называть этих грабителей “археологами” всесторонне неправильно. Нам нужно систематично проводить исследования, мониторить, воеже мы понимали, что происходит с тем иначе иным кораблем под водным путем”, – говорит шеф информационно-издательским отделом Национального заповедника "Хортица" Большая слава Зайцев.

Вячеслав Зайцев

Коль скоро вопрос с финансированием будет решен, в ходе археологических раскопок ладья времен войны с Турцией (год) спустя исследования накроют специальной деревянной конструкцией – сделают который-то вроде саркофага. Буде этого не сделать, его разрушат толк и рыбацкие сети.

Археологи чу, что за последние 10 полет на территории Запорожской области подобных подводных работ малограмотный проводилось.

ВРЕМЕННЫЙ АНГАР СТАЛ МУЗЕЕМ

Подводные исследования запорожцы проводят с 1969 возраст. За это время со дна Днепра было поднято огромное число интересных предметов, среди которых лупить и корабли.

К примеру, в 1999 году археологи подняли казацкую лодку. Ее реставрировали откровенно на улице. В 2000-м году нате Хортице появился большой визгливый ангар, который должен был сложение условной реставрационной базой. Через пять лет запорожцы подняли бригантину, пока через 6 – появились дубель-баркас и байдак – уникальные лодки. Работы объединение реставрации дубель-шлюпки и байдака сейчас завершились, их удалось осуществить благодаря гранту, полученному ото Посольского фонда США. Народный заповедник “Хортица” выиграл стипендия в 2014 году, получив после этого почти 70 тысяч долларов. Фотореставрация продолжалась 2 года.

“Бригантину”, о которой упоминалось через. Ant. ниже, поднимали в 2004 году. Раз такие пироги в работах принимал участие шеф группы “Машина времени” Андрэ Макаревич. Прошло 16 планирование. Работа над бригантиной опять впереди.

Андрей Макаревич

И процесс даже не в том, зачем в ангаре закончилось место и определять найденные объекты больше некуда. Эллинг попросту не пригоден для того сохранения таких уникальных находок: в летнее время он нагревается, а зимой жар воздуха в нем мало нежели отличается от уличной.

"Устанавливать его музеем нельзя. Хитростно сказать, сколько поднятые и восстановленные нами лодки могут тереться в таких условиях. Но и не стоять под водой они похлеще не могли. Из-следовать малой глубины их бы впрямь разрушили”, – комментирует археолог Митрий Кобалия.

Официально ангар принадлежит конному театру “Запорожские казаки”. Его фрахтовщик – экс-депутат облсовета, а ныне визирь главы области – Земледелец Ружин. Он говорит, как сдает ангар заповеднику в аренду после символическую 1 грн.

“Я все ждем большого строительства получай острове Хортица и надеемся, кое-что музей судоходства у нас и старый и малый-таки будет. Уверен, возлюбленный станет яркой жемчужиной. Я был в Норвегии, Дании и видел немного спустя музеи, но могу воистину сказать, что наши корабли скорее”, – заверяет Ружин. 

В часть, что запорожский музей судоходства был в силах бы смело конкурировать с музеями Европы, уверены и запорожские археологи. Они в Вотан голос говорят, что в Александровск уже есть уникальные экспонаты. Уголок для музея определено с (давних – в районе строящихся мостов получи новом Днепре. Туда рационально добираться общественным транспортом.

“Только и можно сделать шикарный музей. Экспонаты у нас сделано есть, плюс есть комплект подводных памятников, вот всего только нет музея”, – говорит Кобалия.

В начале Марфа этого года в Офисе президента заявили, почто в рамках программы “Большое основание” запускается проект “Большая фотореставрация”. "Хортица" вошла в пи “туристических магнитов”. 

В рамках Всеукраинского Форума “Хохландия 30. Культура. Медиа. Поход” заместитель главы Офиса президента, наблюдатель программы “Большое постройка” Кирилл Тимошенко уточнил, что же, в частности, речь идет о восстановлении музея сверху острове Хортица и создании полноценного музея судоходства и судостроения.

Киряха Тимошенко

“Я сам узнал без- так давно, и уверен, а не многие знают о томик, что около острова Хортица получи и распишись дне реки есть опять две или три казацкие чайки, которым небольшую толику сотен лет! Мы без дальних разговоров хотим восстановить музей как для таких лодок, которые уж подняли, а также будем обогащать новые”, – прокомментировал Кирилла Тимошенко.

О необходимости строительства музея археологи и историки ходят слухи уже почти полстолетия, и во сейчас об этом узнали чиновники и появилась очередная Надежа на то, что экой туристический объект в Запорожье кончено-таки появится.

Ольга Звонарьова, Александровск

Фото Дмитрия Смольенко

Комментирование записей временно отключено.